Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 9 минут
90

На берегу света. Финский залив глазами мастеров русской живописи

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. Аргументы и факты - Петербург 29/10/2025 Сюжет «Русская Балтика»
Илья Репин пишет этюд на берегу Финского залива. Фотография 1910-х гг.
Илья Репин пишет этюд на берегу Финского залива. Фотография 1910-х гг. Public Domain

На карте Петербурга Курортный район обозначен тонкой ленточкой вдоль Финского залива – от Сестрорецка до Зеленогорска. Здесь волны Балтики разбиваются о песчаные отмели, а воздух пахнет сосной и солью. Это не просто место отдыха. На стыке леса и моря рождались картины, которыми до сих пор восхищаются любители живописи. Финский залив стал для художников не просто пейзажем, а пространством размышления, стихией, в которой отражалась их душа.

Моряк, который писал море

Петербуржец Александр Карлович Беггров (1841–1914) всю жизнь был связан с Балтикой. В молодости он служил в корпусе инженер-механиков Балтийского флота, и именно море стало его университетом. Художники-«сухопутные», говорил он, «ставят паруса как попало».

«Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдёт?» – ворчал Беггров, тщательно выверяя каждую снасть и мачту на холсте.

В своё первое плавание он отправился в 1863 году на фрегате «Ослябя», а затем на фрегате «Александр Невский». При возвращении в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании и затонул. Ставший свидетелем кораблекрушения, Беггров познакомился со своим будущим наставником, художником главного морского штаба, маринистом Алексеем Боголюбовым – ему были заказаны две картины, изображавшие гибель фрегата. Чтобы их создать, пожилой художник черпал информацию из эскизов и рисунков Беггрова. После этого молодой моряк поступил в Императорскую академию художеств.

Море Беггров знал не понаслышке – и писал как живое существо. На его полотнах Финский залив и Балтийские берега дышат ветром и светом. В картине «Берег в окрестностях Гапсаля» (на фото) виден тот же северный горизонт, что и у Сестрорецка, – холодный блеск воды, прозрачный воздух, ритм волн. Он не искал эффектов, фиксируя жизнь моря – так же точно, как вёл вахтенный журнал.

А. Беггров. «Берег в окрестностях Гапсаля».
А. Беггров. «Берег в окрестностях Гапсаля». Фото: Public Domain

Зимний вид Невы и стрелки Васильевского острова (1879) принёс художнику признание на Парижской выставке. Поздние работы – «Петербург. Вид на Неву» (1912), «Набережная Невы» (1876) – соединяют город и море, словно Беггров подводит итог: Петербург родился из воды.

Его картины можно увидеть в Русском музее, в региональных собраниях морской живописи России. Но настоящий музей Беггрова – сам Финский залив. Стоит встать на берег в Сестрорецке и посмотреть на линию горизонта – и вы поймёте, что море осталось тем же.

Южанин на северном ветре

Имя Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) прочно связано с Феодосией, Чёрным морем и южными бурями. Но мало кто помнит, что первый серьёзный успех пришёл к нему именно в Петербурге и связан с Балтикой.

В 1836 году молодой выпускник Академии художеств участвовал в плавании по Балтийскому морю на кораблях императорского флота. Там он впервые увидел северное море – суровое, серое, прозрачное. И написал картину «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» (на фото), за которую получил золотую медаль Академии.

Здесь нет штормов и пылающих закатов, столь привычных для Айвазовского-романтика. Северное море у него задумчиво. На фоне созданной Айвазовским небесной сферы и дальнего морского пространства фигура сидящего в лодке рыбака усиливает контраст между земной и воздушной стихиями.

«Море – зеркало вечности», – писал он. И Финский залив действительно стал для него зеркалом света, где небо будто растворяется в воде. Айвазовский обладал феноменальным ощущением света, воздуха, отражения воды. Когда художник писал северный морской пейзаж, он не просто воспроизводил корабли, он «ловил» северный свет и холодный оттенок волны.

Позже Айвазовский неоднократно возвращался к теме Балтийского моря. Знаковой для него стала работа «Гибель корабля «Лефорт», посвящённая трагедии 1857 года, когда при переходе в Кронштадт в шторме погиб линейный корабль, на борту которого находились около тысячи человек. В этой картине живописец впервые прибег к приёмам художественного модернизма.

Картины северного цикла Айвазовского хранятся в Русском музее и частных коллекциях. И вы можете прикоснуться к ним, стоя на пирсе в Зеленогорске – в том прозрачном, чуть стальном воздухе, который художник уловил почти два века назад.

Свет холодного дня

Валентин Александрович Серов (1865–1911), автор «Девушки с персиками», тоже не устоял перед красотой северного моря. В начале 1900-х годов семья художника снимала дачу на берегу Финского залива.

Привыкший к студийным портретам, Серов вдруг вышел под открытое небо. Результат – одна из самых поэтичных его работ, «Купание лошади» (1905), написанная на побережье. На фоне спокойной, стальной воды – фигура лошади, человек, небо. Всё дышит равновесием. По воспоминаниям современников, Серов мог подолгу сидеть у моря, наблюдая, «как ветер меняет цвет воды». «Море учит видеть свет», – говорил он. И действительно, северный свет в его картинах – герой не меньший, чем люди.

«Купание лошади» хранится в Государственной Третьяковской галерее, а вдохновлявший художника вид берег остался там же, где и был, – между Комарово и Сестрорецком.

Валентин Серов. «Купание лошади».
Валентин Серов. «Купание лошади». Фото: Public Domain

Репин и его «Пенаты»

Если у Айвазовского море – стихия, то для Репина оно становится частью домашнего пейзажа.

Илья Ефимович Репин (1844–1930) к концу XIX века уже был мастером, знаменитостью, символом русского реализма. Но именно Финский залив подарил ему внутренний покой. В 1899 году он купил участок земли на берегу Балтики, построил усадьбу «Пенаты» – сегодня это музей в посёлке Репино.

Репин любил этот берег – гулял по песку, писал у воды, встречал гостей-художников. Здесь он создал картину «На берегу Финского залива» (1903) – удивительно тихую, светлую, без сюжетного напряжения. Просто люди у моря, пространство света и воздуха. «Море здесь другое – умиротворённое, как будто думает о вечном», – отмечал Репин в одном из писем.

Илья Репин. «На берегу Финского залива».
Илья Репин. «На берегу Финского залива». Фото: Public Domain

Для художника, пережившего шум выставок, споры с критиками и академические бури, жизнь на берегу Финского залива стала своего рода отшельничеством. Здесь он писал свои последние картины. «Пенаты» можно посетить и сегодня: музей хранит оригинальные полотна, письма, эскизы и атмосферу, в которой рождались репинские образы. И прогуляться по берегу залива, ощутив то же, что переживал Репин, любой желающий может и сегодня.

Финский залив – не просто фон русской живописи. Это её собеседник. У каждого мастера – свой диалог с морем. Айвазовский искал в нём вечность, Беггров – правду и точность, Репин – покой, Серов – свет. Морская линия Курортного района Петербурга – уникальный «музей под открытым небом». Здесь нет барочных фасадов, но есть воздух, которым дышали великие живописцы. Когда вы идёте по пляжу в Репино, смотрите на уходящий горизонт в Сестрорецке, ловите ветер у Комарово – то двигаетесь теми же маршрутами, что и сами художники. А приглядевшись, увидите тот самый оттенок света, что навсегда остался на их холстах.

Что посетить туристу?

Репино. Музей-усадьба «Пенаты»

Посёлок Репино, Приморское шоссе, 411. Открыто со среды по воскресенье, с 11.00 до 18.00. Совет: возьмите экскурсию – экскурсоводы показывают места, где Репин писал этюды.

Сестрорецк. Пляж у Курортного проспекта.

Внутригородские автобусы либо электричка от Финляндского вокзала. Место, где природа почти не изменилась со времён Беггрова. Отсюда виден описанный в его картинах горизонт.

Зеленогорск

Электричка от Финляндского вокзала. Набережная города и берег – идеальное место, чтобы почувствовать атмосферу, которой вдохновлялись Серов и Айвазовский.

Комарово

От Финляндского вокзала – электричка до станции Комарово. Пляж у конца улицы Морской – лучший вид на «серовский» залив. Утром здесь можно наблюдать мягкий северный свет, который вдохновлял художника.

Санкт-Петербург, Русский музей

Инженерная ул., 4, – залы морской живописи (Айвазовский, Беггров).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах