Территория современной Ленинградской области много веков была местом притяжения паломников. Народ ехал поклониться древним иконам и мощам святого в Александро-Свирский монастырь, стремился увидеть след Богородицы в Доложской пещере и испить воды из многочисленных целебных источников.
Но религиозные памятники – это не только места силы для верующих, но еще и объекты, которые имеют большое культурное и историческое значение, а познакомиться с ними стоит и невоцерковленным людям.
Сакральные места
Люди со всех уголков страны едут к чудотворным источникам Ленобласти, которые находятся в уникальных красивейших местах.
Например, к колодцу Александра Свирского, который, по легенде, выкопал сам святой (Свято-Троицкий Александро Свирский мужской монастырь). Поток людей не иссякает и к источнику Змеева Новинка в поселке Будогощь Киришского района. Когда-то здесь обрели икону, после чего из-под земли забил столп воды. Местные посчитали это знамением и возвели храм.
В Сланцевском районе в селе Пенино находится древний святой источник Параскевы Пятницы, который освящал еще Иоанн Кронштадтский. В годы советской власти целебный родник специально загрязнили, но местные сохранили его.
Близ Антониево-Дымского монастыря в селе Дыми Тихвинского района тоже находится источник с чудесной водой. По преданию, в XIII веке здесь жил святой Антоний, который ежедневно совершал христианский подвиг столпничества на камне.
Сакральным считается источник в селе Кушела Сланцевского района. Место известно еще с XVIII века – по преданию, здесь было явление Пресвятой Богородицы, которая оставила на камне след своей ноги.
Прогулка по древним монастырям
В Ленобласти больше 250 храмов и 12 монастырей, многим из которых не менее 800 лет. Особого внимания заслуживает Старая Ладога – именно здесь сохранились самые старые обители, история которых неразрывно связана со становлением российского государства.
Датой основания Староладожского Успенского девичьего монастыря считается 1156 год. Тогда на месте деревянной церкви возник 19-метровый каменный собор, где, по мнению исследователей, могла быть усыпальница для князей Рюриковичей – на это указывают глубокие полуциркульные ниши. Собор, как и вся обитель, много веков был точкой притяжения паломников. Местные, странники и представители княжеского рода молились здесь о здравии, мире и благополучии. В XVII веке монастырь был разорен шведами, но усилиями некой старицы вновь возродился.
Успенская обитель была местом молитвы и покаяния, но для некоторых стала настоящей тюрьмой. Сюда сослали первую жену Петра Первого Евдокию Лопухину. 7 лет царица жила в обители под присмотром стражи, которая запрещала вход паломников в монастырь и даже монашеский постриг. Первая жена Абрама Ганнибала (прадеда поэта Пушкина) также стала узницей обители за свою измену. Кроме того, в обитель были сосланы родственницы декабристов.
Сегодня в монастырской церкви Крестовоздвижения находятся частицы мощей великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Недалеко расположен и Староладожский Никольский мужской монастырь, где хранятся частицы мощей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста.
Чудо образа Богородицы
В 1560 году по указу Ивана Грозного был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Царь повелел построить обитель на месте появления чудотворного образа Богородицы – особо чтимой христианской святыни. С тех пор православная реликвия хранится в монастыре.
История образа уникальна. По преданию, с 1383 года икона появлялась в новгородских землях, «шествуя по воздуху». Крестьяне видели образ на Ладожском озере, на реке Ояти, на Куковой горе, но икона нигде долго не задерживалась, внезапно исчезая и появляясь в новом месте. В итоге образ остановился близ реки Тихвинки, где для него возвели сначала деревянный храм, а после и каменный. Спустя столетие, в 1613 году, покровительство Тихвинской иконы помогло Новгороду выстоять под атакой шведов – чужеземцы пришли на территорию современного Тихвина и пытались захватить появившуюся тут обитель. Монахи обращались к образу и пронесли его крестным ходом, после чего враг ушел. Но еще до этого события народ знал о чудесной силе иконы – немощные кланялись ей и исцелялись, а парализованные начинали ходить. Сильны были и многочисленные списки (копии) реликвии – например, в середине XIX века в Петербурге некая жена купца Мочалова долго молилась о здравии перед образом в Исаакиевском соборе. Поцеловав икону, она избавилась от болезни ног. Другая история связана с лютеранкой Екатериной. В разгар болезни ей было видение – помолиться православному образу. Сделав это, девушка исцелилась.
Молитва о спасении россии
На Ленинградской земле жили немало святых, которых почитают до сих пор. Один из них – преподобный Серафим Вырицкий, который при жизни помог огромному количеству людей.
Старец родился в Ярославской губернии и в 10 лет потерял отца. Чтобы помочь семье, он был вынужден ехать на заработки в Петербург. Начав простым рассыльным, юноша дослужился до приказчика, а к концу XIX века стал крупным купцом с двухэтажной дачей близ Царского Села и годовым доходом в 90 000 рублей. Вместе с тем Серафим всегда был религиозным человеком, жертвовал храмам и после революции подал прошение в Александро-Невскую лавру с просьбой принять в братию. Его супруга стала послушницей Новодевичьего монастыря. Имущество их было пожертвовано церкви. Старец долгое время был духовником обители, а в 1933 году переехал в Вырицу, где прожил до конца своей жизни.
Старец нес подвиги молитвы, поста и бдения: в понедельник, среду и пятницу он не ел совсем и ежедневно истово молился на камне в саду дома на Пильном проспекте. В годы войны в любую погоду молился о спасении России от врагов. Поток паломников к нему был неиссякаем – люди знали о прозорливости монаха, просили у него совета и молитв. Преподобный скончался в 1949 году, а над его могилой в Вырице воздвигнута часовня.
В Свято-Троицком монастыре близ Лодейного Поля находятся нетленные мощи святого Александра Свирского. Будущий святой родился в небогатой вепсской семье. В 19 лет юноша тайно ушел на Валаам, а в 26 лет принял монашеский постриг и уехал на остров, где подвизался в пещере (на этом месте теперь находится Александро-Свирский скит). Со временем по благословению игумена ушел на Святое озеро близ реки Свирь, где образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь. Народ знал о старце и обращался к нему за духовной помощью. Согласно житию, преподобный удостоился видеть Святую Троицу и даже говорить с ней.
Комментарий
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко:
«В Ленобласти много памятных мест, связанных с жизнью Александра Невского – князя, защищающего северо-западные границы Руси. Например, Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге, согласно преданию, был основан Александром Невским в 1240 году после Невской битвы. Одновременно он является и памятником русской воинской славы. По легенде, перед битвой князь освятил свой меч в храме Георгия Победоносца – чудесном и самом древнем староладожском храме. А недалеко от Никольского – место лагеря и моления святого князя перед Невской битвой.
Кстати, продолжается реставрация Никольского монастыря. С настоятелем игуменом Филаретом в августе обсудили продолжение работ и планы по строительству всесезонного кемпинга и стоянки в поселении. Ведь с каждым годом в первую столицу Руси – место силы – приезжает все больше людей».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.