В Петербурге подведены итоги первого месяца оплаты курортного сбора. Пока можно констатировать – нововведение туристов не напугало. А вот у туроператоров по-прежнему есть вопросы к тому, кто и как должен его оплачивать.
Туристы не испугались
Напомним, что курортный сбор в Петербурге начали взимать с 1 апреля. Вводили его поэтапно, давая бизнесу возможность привыкнуть и наладить техническую сторону вопроса. Согласно установленным параметрам, туристы старше 18 лет обязаны платить за каждые сутки пребывания в Петербурге по 100 рублей. Предусмотрены и исключения из правила – всего 21 категория, и, как посчитали эксперты, под них подпадают от трети до половины всех гостей города. Деньги целевым образом будут направляться на обустройство и реставрацию туристических объектов – в частности, в этом году за счёт средств курортного сбора власти планировали облагородить пляжи в Курортном районе, а также отреставрировать Московские триумфальные ворота. Предполагается, что за год курортный сбор должен принести в бюджет дополнительные 310 млн рублей.
Нетрудно посчитать – чтобы добраться до этой суммы, надо собирать ежемесячно примерно по 34,5 млн рублей. В первый месяц поступлений оказалось меньше. Как сообщили в комитете финансов, на 7 мая в городскую казну поступило 19 млн рублей. Однако эта цифра всё равно неплоха. Во-первых, основной поток туристов ожидается в летние месяцы и ближе к новогодним праздникам, а во-вторых, она демонстрирует, что сама идея курортного сбора оказалась рабочей, и туристов новая мера не отпугнула.
«Результаты федерального эксперимента – а это, подчёркиваю, именно эксперимент – ещё будут подводиться. Однако я всегда со скепсисом относился к тому, что, дескать, из-за курортного сбора турист откажется приезжать в Петербург или выберет вместо размещения в отеле аренду квартиры или комнаты, в которых он сможет не платить эти 100 рублей. Просто посмотрите на стоимость авиа- и железнодорожных билетов, с их динамическим ценообразованием, когда цена одних и те же рейсов в зависимости от сезона может различаться в два раза и более. На этом фоне сумма курортного сбора незначительна, а главное – абсолютное большинство туристов хорошо понимают, что эти деньги идут именно на сохранение и развитие уникальности Петербурга», – прокомментировал первые результаты председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.
Турфирмы приспосабливаются
Конечно, эти слова можно было бы счесть попыткой приукрасить действительность – однако отсутствие серьёзных проблем с уплатой сбора со стороны гостей города подтверждают и представители туристической отрасли. Хотя у самих туроператоров ряд вопросов по-прежнему остаётся.
«Мы, конечно, были рады тому, что введение курортного сбора затягивалось – боялись вала проблем и того, что люди будут отказываться платить. К счастью, такого нет. Есть ещё сложности по фиксированию льготных категорий – по некоторым очень трудно понять, каким образом это делать, – те же самые спортивные мероприятия, деловые (какие нужны официальные подтверждения статуса мероприятий, чтобы гости города были вправе рассчитывать на исключения по уплате сбора?), но рассчитываем, что постепенно это будет урегулировано», – полагает вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
Специально для того, чтобы решать вопросы максимально оперативно, в городе был запущен контактный центр. По статистике обращений, 80% поступающих вопросов – это просьбы разъяснить механизм оплаты сбора. Негативных обращений со стороны туристов не фиксируется.
Главным камнем преткновения, вызывающим наибольшее число споров, стало то, что курортный сбор в гостиницах и отелях Петербурга обязаны оплачивать и жители соседней Ленинградской области, которые формально проживают в другом регионе. Однако фактически город и область в том же Кудрово или Мурино уже срослись в единое целое. Поэтому сейчас в петербургском парламенте обсуждается инициатива добавить в список исключений ещё и жителей соседнего региона.