Сергей Сельянов - один из самых знаменитых кинопродюсеров России. На созданной им студии «СТВ» снимались фильмы «Брат» и «Брат-2», «Кукушка», «Бумер». 23 октября в Петербурге состоится премьера ленты «Кочегар» Алексея Балабанова, продюсером которой также стал Сергей Сельянов.
Дефицит идей
- "АиФ-Петербург": Сергей, вы ведь сами были режиссёром, ваши фильмы даже получали призы на международных фестивалях. Но потом почему-то посвятили себя продюсированию чужих картин. По общепринятому мнению, продюсер - это тот, кто добывает деньги. Неужели это так интересно?
- Главное - не добыть деньги, а придумать проект, выбрать сценарий, пригласить режиссёра, оператора, участвовать в кастинге актёров, довести фильм до зрителей. Это очень увлекательно. Продюсер - самая творческая профессия в кино.
- "АиФ-Петербург": Как-то вы сказали, что главная проблема нашего кино - отсутствие достойных сценариев. По большому счёту, это «российский дефицит» оригинальных идей?
- Сергей СЕЛЬЯНОВ: Нехватка новых идей - проблема всего мира, и в Голливуде открыто об этом заявляют. Это вечная история. Редкое исключение - когда в обществе что-то взрывается, брызжет. В Советском Союзе был выплеск во время «оттепели», и все наши знаменитые режиссёры появились в тот период. Потом - никого. В Италии - это послевоенный «неореализм», во Франции - «новая волна».
По поводу же современных сценариев: как-то на «СТВ» мы подсчитали, что за год нам прислали 1400 сценариев, из них только один можно было всерьёз обсуждать, но и он не дотянул до реализации. Нашим сценаристам надо учиться у голливудских профессионализму.
- "АиФ-Петербург": А в чём главная проблема молодых режиссёров?
- С. С.: В недостаточном масштабе личности. Современный молодой человек мыслит неглубоко, находится в кругу поверхностно-очерченных смыслов. Такие понятия, как «голод, смерть, добро, зло, ревность, месть» - для него почти пустой звук. А кино на этом держится. В самых белых и пушистых голливудских историях всё равно есть антагонисты, борьба добра и зла. Нашим молодым это неинтересно, они живут в какой-то гламурно-игровой культуре.
А она недостаточна, чтобы трансформироваться в кинематограф. И вообще в жизнь.
«Аватар» отдыхает!
- "АиФ-Петербург": Так наше кино находится в кризисе?
- С. С.: По-моему, в мире всё и всегда находится в кризисе. Это ведь сложное понятие, но в нём заключены и возможности для развития, для следующего шага. Иногда кризис разрождается «семью тучными годами», так что это и позитивная ситуация.
- "АиФ-Петербург": В кино позитивных тенденций что-то не видно…
- С. С.: Как это не видно? Народ отечественное кино смотрит: несколько лет назад мы имели 4,5% собственного рынка, а в последние годы - от 20 до 30. Это соответствует мировым нормам, почти везде американское кино держит 70-80 «экранов» из ста. Кстати, критический взгляд на «своё» кино - распространённое явление. И немцы своё кино не очень-то уважают. Даже французы, уж какие патриоты! А прижми француза в баре, признает: «Ну да, больше половины французских фильмов - полный отстой». И в Америке из 600 фильмов, которые производятся в год, 500 - не заслуживают серьёзного внимания. К нам же приходит лучшее, с ним мы и соревнуемся.
- "АиФ-Петербург": В том числе пытаясь создавать блокбастеры?
- С. С.: Хочу напомнить, что «блокбастер» - это не обязательно самый дорогой проект. Это проект, который собрал самую большую кассу. С этой точки зрения, и в советском кино были блокбастеры. К примеру, «Пираты XX века» посмотрели сто миллионов человек, по нынешним меркам картина собрала 600 миллионов долларов - «Аватар» отдыхает!
Кто победил в войне?
- "АиФ-Петербург": Вы говорили, что деньги - не самое главное, но ведь кино - это бизнес.
- С. С.: Если люди приходят в кино зарабатывать деньги - это не самое умное решение. Деньги в России можно зарабатывать в других сферах.
А кино - рискованный бизнес, внутренний рынок невелик. Меценаты, готовые помочь без особой надежды на возврат вложений, находятся. Для них это элемент амбиций, игры, качества собственной жизни. Так бы деньги пролежали, а так - фильм создан, будет жить, причём у некоторых картин жизнь очень долгая.
- "АиФ-Петербург": Но некоторым режиссёрам - прежде всего Никите Михалкову с его «Утомлёнными солнцем-2» - деньги выделило государство. Не обидно?
- С. С.: Правительство выделило деньги на проект, имея в виду пиар страны. Ведь считалось, что «Утомлённые солнцем-2» расскажут правду миру о Великой Отечественной войне. Многие уверены, что это американцы выиграли у немцев. То, что мы победили, - никто, кроме нас, не знает! Цель патриотическая, режиссёр уважаемый, поэтому деньги вложили. Жаль, не хватило экспертов оценить проект даже на уровне сценария.
- "АиФ-Петербург": В нашей стране воровство - не самый большой порок. В кино ведь тоже воруют: идеи, образы, сюжеты?
- С. С.: Через год после выхода «Брата-2» знаменитый японец Такеши Китано сделал похожую по сюжету картину. Но я считаю, что сама идея - когда герой едет в другую страну «решать вопросы» - не просто распространённая, а вечная.
Есть такой кинематографический миф: будто собрались все великие режиссёры - от нас там был Тарковский - и стали рассказывать, кто у кого что украл. На самом деле это не воровство, а творческое заимствование, иногда режиссёры напрямую об этом договариваются.
А многие люди и стали режиссёрами от того, что их возбуждало то, что делали другие. Я вот выбрал профессию лет в 13, когда в кинотеатре моей родной Тулы показали ретроспективу фильмов Чарли Чаплина.
- "АиФ-Петербург": В истории бывают периоды, когда появляется созвездие гениев, и когда выдающихся личностей рождается мало. В России сейчас нет великих людей, или их губит «безвременье»?
- С. С.: Человеческое существование, действительно, подчинено каким-то - вселенского масштаба - колебаниям. Но не хочется быть рабом этой концепции, сказать себе: «Ничего не поделаешь, такое уж время» и лежать на печке. В каждом человеке есть своя пульсация, нужно руководствоваться ею даже вопреки внешним обстоятельствам.