В сердцах любителей отечественного кино он навсегда остался юным Максимом Перепелицей и героическим капитаном Титаренко из, пожалуй, лучшего военного фильма XX века.
SPB.AIF.RU вспоминает пять ярких ролей заслуженного артиста РСФСР Леонида Быкова.
«Максим Перепелица» (1955)
Изначально кинематограф не был мечтой будущего актера. Впрочем, уроженец маленькой деревушки Знаменка Донецкой области, перебравшийся впоследствии вместе с семьей на окраину Краматорска, еще с подросткового возраста начал выходить на сцену местного Дворца культуры, а по праздникам на выступление забавного паренька собирались целые дворы. Родственники наперебой расхваливали комедийный талант Быкова. Сам же он мечтал о покорении небес. Быков с неподдельным интересом смотрел фильмы о летчиках – «Истребители», «Валерий Чкалов». Воздушным асом артист не стал – в 1943-м и 1945 годах его забраковали сначала за юный возраст, а затем за маленький рост. Но в умах миллионов именно он является одним из главных летчиков страны.
Перед тем как исполнить легендарную роль капитана Титаренко, Быков успел сняться в 20 картинах. Впервые, будучи актером Харьковского академического театра, он сыграл в эпизоде в ленте «Судьба Марины», вышедшей в 1952 году. Фильм неожиданно для многих стал очень успешным, после чего на актера начали обращать внимание и другие постановщики.
Спустя три года после своего дебюта в кино Быков попал на съемочную площадку одной из самых известных картин 1950-х годов – «Максим Перепелица». Эта лента принесла артисту бешеную популярность. История о непутевом, добром и смешном парне, которого служба в армии превратила в серьезного и ответственного мужчину, была очень близка советскому зрителю.
Режиссер Анатолий Граник на большинство главных ролей приглашал артистов из украинских театров. Сценарист «Максима Перепелицы» Иван Стаднюк впоследствии вспоминал, что на пробах Быков произвел настоящий фурор.
«Леонид Быков уже на пробных съемках в роли Максима Перепелицы покорил всех своей простотой и непосредственностью, умением перевоплощаться в образ Максима без наигрыша, с глубокой правдивостью и подлинной комедийностью «без комикования». Все почувствовали его прекрасную душу, юношескую наивность, чистоту порывов, доброе лукавство и благородство», – говорил автор сценария.
Спустя уже более чем полвека «Максим Перепелица» любим зрителями – всему виной непередаваемое очарование Быкова, которое мало кого оставляет равнодушным.
«Добровольцы» (1958)
Огромный успех получила одна из следующих работ в карьере артиста – «Добровольцы». Сценарий этой ленты был написан по одноименному роману в стихах Евгения Долматовского, опубликованному в 1956 году. Автор создавал его на основе собственного трудового опыта – в 1932 году он еще 18-летним молодым человеком по призыву Московского комсомола пошел добровольцем на стройку столичной подземки и проработал там в течение двух лет.
Несомненной удачей картины стал актерский состав – в особенности выбор исполнителей главных ролей. В «Добровольцах» появились Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Элина Быстрицкая и, конечно, Леонид Быков. В то время актер уже хотел отойти от начинавшего приедаться комичного амплуа – ему было необходимо показать свой драматический талант. Пожалуй, в «Добровольцах» его действительно увидели немного другим.
Картина не смогла собрать крупных наград, однако была отмечена третьей премией на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
«Алешкина любовь» (1961)
Трогательная история о наивном пареньке-геодезисте Алешке, который каждый день за много километров носил цветы своей возлюбленной Зинке, надолго запомнилась любителям отечественного кинематографа.
Сам Быков даже впоследствии называл капитана Титаренко из «В бой идут одни «старики» и ефрейтора Святкина из «Аты-баты, шли солдаты…» духовными братьями главного героя «Алешкиной любви».
Создатели киноленты достаточно долго искали главного героя. До начала съемочного периода работы над картиной артиста, подходящего постановщикам, не было. Роль Алешки хотели исполнить Леонид Куравлев, Вадим Грачев, Алексей Кожевников и Анатолий Кузнецов, однако они не устраивали до конца режиссеров. Тогда исполнить главного героя предложили Быкову. Изначально он отказался. Считал, что он – мужчина уже за 30 лет – не подходит на роль молодого 20-летнего парня. Но авторы настояли и переубедили его. Как выяснилось, не зря. Роль Алешки стала одной из лучших его экранных работ и была бы главной, если бы Быков не сумел снять свой главный фильм, в котором стал тем самым капитаном Титаренко.
«В бой идут одни «старики» (1973)
В 1964 году на «Ленфильме» вышел фильм «Зайчик». Быков впервые попробовал себя здесь в качестве режиссера. Картину о скромном и робком театральном гримере жестко раскритиковали чиновники. После выхода ленты Быкову годами не давали ничего снимать, хотя он уже давно хотел подарить зрителю картину о летчиках Великой Отечественной войны.
Долгие годы актер тщетно добивался возможности сесть в кресло режиссера. Тогда последовало приглашение от киевской киностудии имени Довженко. Быков переехал из Северной столицы, но и там долгое время безуспешно пытался договориться с чиновниками о запуске съемок «В бой идут одни «старики». Лишь в начале 1970-х «добро» было получено.
Сценарий к киноленте актер подготовил вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким. Текст был основан на подлинных событиях ВОВ. Под личностью командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко («Маэстро») скрывался Герой Советского Союза Виталий Попков. Его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор.
После того как «Стариков» уже сняли, чиновники вновь стали чинить препятствия. Картину нашли слишком «легковесной» для произведения о войне. Тогда на защиту встал маршал авиации Александр Покрышкин и тот самый Виталий Попков.
Яркие характеры персонажей, неповторимый юмор, запоминающиеся фразы, многие из которых стали крылатыми, лирические и драматические линии сюжета, замечательные песни, в числе которых легендарная «Смуглянка», а также великолепно подобранный состав актеров сделали фильм всенародно любимым. Сегодня «В бой идут одни «старики» – одна из лучших картин о ВОВ.
Особенно выделяется в картине тандем Быкова и исполнившего роль механика Алексея Смирнова, с которым артист дружил. Режиссер чувствовал, что у них получится на экране блестящий альянс и не прогадал. Актеры могли импровизировать на ходу. Однажды, и этот момент попал в картину, герой Смирнова крестит улетающий на боевое задание самолет. Изначально эпизода не было в сценарии, его Алексей Макарович «принес» с собой с войны.
Спустя пять лет после выхода фильма на экран Смирнова сразил сердечный приступ. Он больше полугода провел в Мариинской больнице в Ленинграде. Там его навещал Леонид Быков – в последний раз он сделал это 25 марта 1979 года. На прощание режиссер «Стариков» выдал другу: «Будем жить, Макарыч! Будем жить».
«Аты-баты, шли солдаты» (1977)
Этот фильм стал последней законченной режиссерской работой и последней киноролью артиста. Картина далась Быкову очень тяжело.
В основу ленты лег сценарий авторов «Офицеров» Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта. Роль ефрейтора Святкина Быков примерил на себя, а главного героя исполнил Владимир Конкин, которого после Павла Корчагина стали приглашать практически везде. На остальные роли режиссер пригласил малоизвестных московских и украинских актеров.
Начало съемок выдалось чуть ли не катастрофическим. Команда работала на пределе возможностей, играя в 30-градусные морозы. Техника глохла, серьезно заболевали люди. Когда большая часть материала была отснята, выяснилось, что километры цветной пленки просто забракованы – на студии забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный. В итоге Леониду Быкову пришлось идти к министру обороны Андрею Гречко, чтобы вновь выбить необходимую военную технику для съемок. Брак по пленке настолько сильно повлиял на Быкова, что он слег со вторым по счету инфарктом. Первый был на съемках того самого «Зайчика» в 1964-м.
Однако Быков нашел в себе силы завершить картину. Он вернулся после длительного пребывания в больнице и почти сразу начал снимать эпизод, где сам лихо отплясывает вприсядку – коллеги не могли поверить, что совсем недавно режиссер боролся со смертью.
Фильм вышел на экран в апреле 1977 года – картина имел оглушительный успех у публики. Почти такой же, как знаменитые «старики». Спустя еще год Быков взялся за новую картину - по повести Евгения Шатько «Пришелец-73». Ее режиссер закончить не успел. Жизнь Быкова оборвалась в страшном ДТП на трассе «Минск – Киев» 11 апреля 1979 года.