Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.
Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.
SPB.AIF.RU вспомнил пять знаменитых портретов, созданных рукой Ореста Кипренского.
Портрет А.К.Швальбе
Год создания: 1804
Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)
Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.
Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения. Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.
Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель. Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.
Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.
Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова
Год создания: 1809
Галерея: Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)
В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского - рыцарь долга и чести.
Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.
Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.
Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.
Портрет В.А. Жуковского
Год создания: 1816
Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.
Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена. По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.
Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.
Бедная Лиза
Год создания: 1827
Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.
Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.
Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.
Портрет А.С.Пушкина
Год создания: 1827
Галерея: Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Поэт Антон Дельвиг заказал Кипренскому портрет своего друга – Александра Пушкина. Эта работа художника стала самым популярным творением мастера, хотя и вызвало споры после создания. Портрет Пушкина, помещенный в учебники по литературе, со временем был растиражирован и попал в каждую школу страны.
На полотне Кипренский представил поэта по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенным на груди руками. При этом Пушкин одет очень модно. Шотландским пледом художник обозначил связь поэта с Байроном. В глубине изображена статуя Музы с лирой.
Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.