Первые 50 лет жизни Иван Александрович Фоминых искал себя. А когда нашел, стал искать предметы старины - от пуговиц до немецких танков времен Великой Отечественной. Заслужил лестное звание - "король коллекционеров", открыл музей и множество выставок. Сейчас ему без малого восемьдесят. Он считает себя самым счастливым мужчиной и собирается прожить еще долго - лет до 108.
"Никому не служим, ни о чем не тужим"
- Собирать старые вещи я начал в память об отце. Он был для меня всем - и папой, и мамой, и другом, и советчиком.
Свою родословную Фоминых знает начиная с ХVII века. Его предок Фома (отсюда фамилия Фоминых) был новгородским ушкуйником. В 1727 году он родил сына Гурьяна, который участвовал в пугачевском бунте. От преследований властей Гурьян бежал с товарищами на вятские земли. Южнее слободы Кукарки мужики остановились на ночлег. А когда проснулись, были пьяны от запаха растущего здесь хмеля. Место им понравилось: дремучий лес, чистая речка. Здесь и решили остаться. Основали деревню Хмелевка, где и вырос "король коллекционеров". Прадед его Антроп - ветеран войны с Наполеоном, а дед Иван Антропович имел четыре Георгиевских креста за оборону Севастополя.
- У нас, вятских, девиз такой: никому не служим, ни о чем не тужим, - говорит Иван Александрович. - Это у меня в крови.
Не так-то просто, живя в России, следовать этому девизу, но Фоминых как-то умудрялся. А испытать ему пришлось многое. На фронте, правда, не был по молодости лет, о чем до сих пор жалеет. А вот в тюрьме побывал. Кстати, можно считать, за коллекционирование. В 1947 году в армии нашел трофейный пистолет "Вальтер" без патронов и обоймы, хранил его под матрасом, как игрушку. Как-то начальство проверяло чистоту в казарме и обнаружило пистолетик. И отправился 20-летний паренек в Сибирь, в знаменитый Александровский централ. Три года заключения Иван Александрович не считает потерянными, кое-что они дали для его развития. Научился как следует любить свободу, разбираться в людях и даже: бросил курить (другие там и начинают), что считает главным благоразумным поступком своей молодости.
Свободолюбивый характер проявлялся во всем. За время службы в армии Фоминых сменил 8 воинских частей, за годы отсидки - 7 лагерей, за свою трудовую деятельность - 40 мест работы.
Кандалы декабриста Ивашева
В 1970-х Иван Александрович работал механиком в фирме "Гастроном" - обслуживал счетные и пишущие машинки. Видел, как старая списанная техника безвозвратно уходит, превращается в металлолом. Он подумал, что его дети, - а у него подрастали дочь и сын, - возможно, никогда не узнают, как они выглядят. И стал потихоньку собирать машинки, а потом и другие старые вещи, и складывать их у себя на балконе. Так началась его коллекция, в которой сейчас более 50 тысяч предметов.
Фоминых ходил по квартирам, спрашивал: "Нет ли у вас старых утюгов, безменов, еще каких-нибудь ненужных вещей?". Иногда у людей это вызывало подозрение: с виду интеллигентный мужчина, а что-то выспрашивает, высматривает. Даже милицию вызывали. Но все-таки он умел расположить к себе. Чисто одетого вежливого мужчину с портфелем обычно встречали хорошо и охотно приносили ему разный хлам.
- Я из всей коллекции предметов 20 купил, ну, может, 25. Остальное люди так отдавали.
Попадались вещи удивительные. Например, личный шофер принца Ольденбургского Алексеев отдал кожаную куртку Николая II. Царь подарил ее Алексееву как лучшему шоферу, когда организовывался петербургский таксомотор. Внучка декабриста Ивашева отдала Фоминых кандалы своего деда.
- Специальные, дворянские, кожей обшитые, чтобы нежные ручки не натирали, - говорит Фоминых, защелкивая кандалы у меня на запястье. - Простому народу полагались обычные, железные.
У Фоминых - особое чутье на необычные вещи, он находил их в самых неожиданных местах. Каждый год он совершает путешествия на свою родину, на Вятку, и часто привозит оттуда ценные находки. Так, в пожарном депо среди груды ржавого металла обнаружил старинный колокол. Осветив его фонариком, прочитал надпись: "Отлит в Вятской губернии в слободе Кукарке на заводе потомственной почетной гражданки Александры Константиновны Александровой - 1888 год". Ивана Александровича особенно поразило, что колокол, найденный в темном углу среди груды металлолома, был отлит на его малой родине!
Мотоцикл поменял на квартиру
Однажды, гостя в вятских краях, Фоминых обратил внимание на камень, валявшийся на улице с незапамятных времен. Это был тяжелый булыжник размером с большой футбольный мяч. На нем были подтеки оплавленного металла - Фоминых еще подумал, что это отходы кузнечно-литейного производства. Тяжесть и плотность камня заинтересовали коллекционера. Он решил отколоть кусочек, но молоток отскакивал от камня, высекая пучки искр. Пришлось воспользоваться кувалдой. Отбитый кусок странного камня Фоминых отдал на экспертизу в астрономическую лабораторию. Через некоторое время ему позвонили: "Иван Александрович, разрешите вас поздравить. Вы нашли метеорит". Кусок этого метеорита, получившего официальное название "Вятка", сейчас находится в созданном Фоминых музее в Пушкине.
Чего только нет в этой экспозиции! Монеты и самовары, пепельницы и посуда, граммофоны и часы, музыкальные шкатулки и синематограф, рукоделие и телефон из Смольного. Есть разбойничий кистень и монашеские вериги. Есть сигнал от мотоцикла 1909 года выпуска, работавшего на: самогоне. Сам мотоцикл Фоминых поменял на квартиру в Пушкине, когда, разведясь с женой, остался без жилья. А вот сигнал, издающий жуткие, пронзительные звуки, не продаст ни за какие деньги, - "он полмотоцикла стоит".
"Я ржавый гвоздь не продам за тысячу рублей"
Сейчас музей переезжает. Был он расположен на бойком месте, в двух шагах от Екатерининского дворца, но уже несколько месяцев не работал. У Фоминых даже ключа от него не было. Иван Александрович не поладил с арендатором помещения и мучительно решал, что делать с музеем дальше. То говорил: "Продам коллекцию. Здоровье дороже", а через минуту, наоборот: "Да я ржавый гвоздь не продам за тысячу рублей! Разве для того собирал, чтобы продавать? Моя цель - найти, сохранить и показать людям". И конечно, ничего не продал. Музей взял под свое крыло Государственный аграрный университет в Пушкине, теперь коллекция Фоминых разместится там.
Не считая экспозиции в Пушкине, Фоминых организовал более 80 выставок. Одна из последних - "Реликвии домашнего обихода горожан XIX - начала XX вв.". Все экспонаты немецкого производства. В ту пору российские города были наводнены немецкими товарами, как сейчас китайскими. Выставку Иван Александрович посвятил памяти отца и его возлюбленной Марты. Во время Первой мировой войны с Фоминых-старшим случилась романтическая история. В плену под Кенигсбергом Александр Иванович работал в одном немецком доме и влюбился в его хозяйку Марту Фришек. Когда он вернулся в Россию, Марта написала ему, что у нее родилась от него дочь, которую она назвала именем, составленным из его инициалов: ФАИна.
"Король коллекционеров" ведет здоровый образ жизни. Каждое утро Иван Александрович делает зарядку и обливается холодной водой. Пишет книги - две сразу - "Азбука старого быта" и автобиографическую под названием "Каждому свое, или Исповедь проходимца".
- Я проходимец, - хитро улыбнувшись, говорит Иван Александрович. И уточняет: - Первопроходимец:
Смотрите также:
- Главный хранитель. Президенту музея «Петергоф» Вадиму Знаменову 80 лет →
- ЗАГАДКА РУССКОГО МУЗЕЯ: ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ →
- Герольдмейстер играет в солдатиков →