Ар брют - термин, введенный французским художником и коллекционером Жаном Дюбюффе в 1945 году, он означает сырое, необработанное искусство, созданное непрофессионалами, или людьми с особенностями ментального и психического развития. Сегодня их работы выставляются в Русском музее наряду с мировыми шедеврами.
Поймать большую рыбу
Из-за врожденной болезни, которая поражает суставы и мышцы, гатчинский художник Вадим Музыка пишет свои картины, зажав зубами ручку или кисточку, так как не может делать это руками. Его работы можно увидеть не только на небольших персональных выставках, но и в Русском музее, где сейчас проходит выставка «Поймать большую рыбу».
Она стала продолжением выставочного проекта «Ар брют. Сближения», осуществленного в 2019 году. Он призван представить широкой публике творчество художников, которым сложно заявить о себе самостоятельно, а также показать разнообразие техник и материалов, в которых выражается их художественная одаренность.
В нынешнем 2020 году, ставшим годом испытаний для всего человечества, это стало особенно актуальным.
«Опыт вынужденной изоляции позволил по-другому взглянуть на привычный и удобный нам мир, сделать новые выводы о том, что условия жизни совершенно не равны у различных групп людей, - говорит куратор выставки и сотрудник отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Ксения Торстрем. - Мы посчитали просто необходимым показать взгляд художников и художниц, живущих среди нас, но находящихся в изоляции повседневно, зачастую, в специальных учреждениях, искусство, которых обозначается сегодня как «аутсайдерское искусство» или «ар брют». Название выставки отсылает к книге знаменитого кинорежиссера Дэвида Линча, в которой тот метафорически сравнивает творческий процесс с ловлей рыбы в глубокой воде. Вода, как известно, - символ первоначала жизни, а также бессознательной части личности. Самобытные художники в своем творчестве черпают идеи и образы в глубинах собственной личности, не поддаваясь влиянию культурных клише и шаблонов, а иногда и выставляя их в гротескной форме. Для зрителей работы таких художников представляют возможность «поймать большую рыбу» - открыть неожиданные образы, идеи, расширить свой взгляд на вещи».
Из психиатрии - в музей
Как из поля психиатрии «арт брют» перешел в музейные залы - рассказала сотрудник отдела новейших течений Русского музея Мария Салтанова:
«На искусство аутсайдеров обратили внимание довольно давно. Начиная с конца XIX века, все больший интерес вызывали произведения непрофессиональных художников, творчество ремесленников, экзотические артефакты, вывезенные из других стран, а также детские рисунки и пр. Они стали предметом коллекционирования и источником вдохновения. Кроме того, в начале XX века психиатр Эмиль Крепелин начал собирать рисунки своих пациентов, а затем они перешли к его коллеге Ханцу Принцхорну, который в 1922 году издал книгу «Художественное творчество душевнобольных». Надо отметить, что ее с восторгом восприняли в художественной и богемной среде. Позже книга попала в руки к Жану Дюбюффе. Отчасти вдохновившись ею, в 1948 году он ввел понятие «ар брют», обозначив группу интересовавших его художников. В первую очередь его привлекали произведения людей с психическими заболеваниями.
Интерес к подобному искусству не угас, и позже, в 1970 году Роджер Кардинал ввел термин «аутсайдер арт», вобравший в себя еще более разнообразный круг художников, стоящих «в стороне» от центрального направления в искусстве».
Сегодня и у петербуржцев есть возможность увидеть, как люди, обладающие естественной непосредственностью и определенной спецификой мышления (иногда в силу диагнозов), отображают видение своего мира через творчество. Часто такие произведения удивляют глубокой выразительностью и экспрессией или трогательной наивностью.
Особый мир особых людей
«Творчество «особых» художников всегда сложно дифференцировать с точки зрения искусствоведения, - продолжает Мария Салтанова. - Тем не менее, многие из авторов имеют свою узнаваемую манеру и являются приверженцами вполне конкретных стилей. Например, однозначна увлеченность абстракцией у Ольги Сербиной, Алексея Дымдымарченко или у Вадима Музыки, рисующего ртом.
Некоторые авторы экспериментируют с материалом: Елена Глинина работает с текстилем, Александр Челлак с шамотом, а Артем Левинский избрал для себя пластилин. Удивительной читающейся манерой обладает Юлия Косульникова. Она делает зарисовки привычного ей мира больничных палат и их обитателей».
Все чаще таких художников представляют «на равных» в музеях, галереях и на ярмарках. Работа с ними всегда подразумевает взаимодействие профессионалов различных сфер: психологов, психиатров, арт-терапевтов, художников, искусствоведов и пр., поскольку путь их произведений к массовому зрителю сопряжен с целым рядом сложностей и проблем. Но возможность «выставиться» для широкой публики важна как для самих художников, так и зрителей, получающих уникальную возможность открыть для себя «особый» мир «особых» людей.