2789

«Последний день Помпеи». Как Брюллов показал в катастрофе красоту человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 02/09/2020
Картина нынче находится в зале № 14 Михайловского дворца. Где ею, как и 125 лет назад, восхищаются тысячи людей.
Картина нынче находится в зале № 14 Михайловского дворца. Где ею, как и 125 лет назад, восхищаются тысячи людей. Commons.wikimedia.org

В Русском музее есть картины, которые являются не только визитной карточкой этой сокровищницы искусства, но и достоянием всей нации. К таким шедеврам принадлежит «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

В этом году исполняется 125 лет, когда масштабное полотно разместили в залах музея и оно стало доступно широкой публике.

Зачем изменили фамилию?

В истории создания картины много необычного, даже мистического. Все началось с конфликта живописца с Академией художеств. В 1821 году Карл Брюлло закончил ее с золотой медалью и хотел продолжать там работу и дальше. Однако возникли серьезные разногласия с руководством учреждения. Прийти к единому мнению не удалось, противоречия усиливались, и молодой талантливый мастер отказался от сотрудничества с альма-матер. Его решение поддержал старший брат, тоже выпускник Академии - архитектор Александр Брюлло

И что же дальше? Здесь, как нельзя кстати, обоим братьям поступило предложение на четыре года стать пансионерами Общества поощрения художников. Этот срок они решили использовать для работы за границей. Более того - чтобы представлять именно русскую школу, официально изменили фамилию на русский лад. Высочайшим указом Александр I пожаловал им окончание «въ», и они стали Брюлловыми.

В 1823 году братья приезжают в Италию. В то время там продолжались раскопки древних городов, погребенных под слоем пепла в результате извержения Везувия, произошедшего в августе 79 года. Первым на развалинах Помпеи побывал Александр. И узнал, что, несмотря на катастрофу, некоторые здания хорошо сохранись. В том числе публичные бани - термы, сооружение которых его, как архитектора, очень интересовало. Старший Брюллов был ошеломлен увиденным. Считается, что именно он убедил младшего брата отправиться в Помпею, а затем подсказал сюжет для будущей картины. 

Престижный заказ

Впрочем, сначала Карл к этой идее отнесся прохладно. Он писал «Итальянское утро», «Итальянский полдень», тоже ставшие знаменитыми, трудился над копией «Афинской школы» Рафаэля. Только через четыре года, вняв просьбам брата, Карл поехал в Помпею. Планировал провести там день, в итоге задержался на четыре и остался под глубоким впечатлением. Приглядывался к камням на мостовой, завиткам карнизов. Уже во время осмотра в его голове «блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи».

Планами живописец поделился с сопровождавшими его князем Демидовым и графиней Разумовской. Те заявили, что горячо поддерживают художника и немедленно купят «задуманную им картину, если он ее напишет». Впоследствии между аристократами даже разгорелось соперничество за престижный заказ, который в итоге достался Демидову. Забегая вперед, скажем, что князь заплатил за шедевр 40 тысяч франков (свыше 3,2 млн руб. по сегодняшнему курсу. - Ред.)

Впрочем, для самого Брюллова материальная сторона контракта отошла на второй план. С первых месяцев он увлекся самой идеей масштабного полотна. Стал тщательно изучать исторические документы, предметы быта, украшения той эпохи. Читал свидетельства очевидцев, упоминавших о «черной страшной туче, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги». Специально ездил в Венецию и Болонью, чтобы «пристально вглядеться в великих мастеров», обращавшихся к этой теме ранее, подбирал натуру. Совпадение или нет, но именно в 1828 году, будто желая помочь художнику, снова начал активно пробуждаться Везувий. Чтобы увидеть извержение, Брюллов поспешил в Неаполь. И хотя к его приезду вулкан стих, вид дымящегося исполина заставил ясно представить события многовековой давности.

Работа шла почти шесть лет. Четыре года заняла подготовка - создание этюдов и первых эскизов, и еще два - написание большого полотна в 30 квадратных метров. В сложную многофигурную композицию Брюллов вкладывал столько сил, что, по воспоминаниям современников, «доходил до изнеможения, и его нередко выносили из мастерской». В Риме открыто говорили: «Русский художник творит чудеса». А в один из дней его мастерскую посетил Вальтер Скотт. Знаменитый писатель провел перед «Помпеей» несколько часов и был поражен до глубины души: «Ожидал увидеть исторический роман, но увидел - целую эпопею». 

«Карл Великий»

Осенью 1833-го картина была завершена окончательно. Успех работы был ошеломительным. Зрители дни и ночи шли толпами, чтобы увидеть необычное решение трагического сюжета: разрушительным силам природы художник противопоставляет величие и духовную силу человека. Так, пренебрегая смертельной опасностью, сыновья под градом камней несут на руках старика-отца. Юноша уговаривает пойти с ним и спастись ослабевшую мать. Муж стремится уберечь от гибели жену и сына. Жених, не замечая грохота и молний, вглядывается в помертвевшее лицо невесты… Есть и отрицательные персонажи, но их меньшинство. Немногие знают, что среди жителей Помпеи художник изобразил и себя - с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними, чтобы помочь и поддержать.

После Рима полотно демонстрировалось в Милане и Франции. Брюллова везде встречали бурными овациями. Назвали первым художником в Европе, в Париже наградили золотой медалью, сравнивали с Тицианом. За ним прочно закрепилось прозвище «Карл Великий», хотя живописцу только исполнилось 34 года.

«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!», - писал Евгений Баратынский. Пушкин под впечатлением от картины создал восторженные стихи: «Земля волнуется - с шатнувшихся колонн/ Кумиры падают!» и даже по памяти набросал под их первым черновиком центральную группу картины - двух мужчин, несущих старца отца. «Брюллову удалось в катастрофе показать всю красоту человека. Его фигуры ужас положения заглушают своею красотою», - такова была оценка Гоголя.

В августе 1834-го картину доставили в Петербург. Меценат князь Демидов подарил ее Николаю I, который выставил полотно в Академии художеств. Самого Брюллова император наградил орденом и бриллиантовым перстнем. Дальнейшая судьба шедевра в целом сложилась благополучно. Сначала «Последний день Помпеи» перевезли в Новый Эрмитаж, а 1895-м, после открытия Русского музея, разместили там для доступа широкой публики.

Во время Великой Отечественной творение Брюллова эвакуировали в Молотов (сейчас Пермь. - Ред.), изготовив для этого специальные каркасы и валы. В 1946 году картина вернулась обратно, прошла реставрацию и сегодня находится в зале № 14 Михайловского дворца. Где ею, как и 125 лет назад, восхищаются тысячи людей. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах