«Во время пути». Гергиев и Хабенский снялись в фильме о Прокофьеве

Специально к началу XIII Московского Пасхального фестиваля режиссер Анна Матисон сняла фильм «Во время пути», в который вошли пять концертов и семь симфоний Сергея Прокофьева. Композитор много путешествовал по стране и по миру, и режиссер сопоставила его с дирижером Валерием Гергиевым, который ездит по свету вместе с оркестром. Чтобы классическая музыка заинтересовала массового зрителя, Матисон пригласила на главную роль Константина Хабенского.

   
   

Фильм по дневникам

Фильм «Во время пути» был снят во время предыдущего Пасхального фестиваля, на котором прозвучали все симфонии и фортепианные концерты Сергея Прокофьева. Часть съемок проходила на даче композитора. «Жизнь музыканта - это жизнь в пути, - объясняет Анна Матисон. - Сергей Прокофьев вел дневник в течение двадцати шести лет. Если бы современные музыканты вели дневники, у них бы получилось бы все то же самое. За сто лет ничего не изменилось. Я считаю, все паузы и заминки в дороге являются важной частью пути всех музыкантов – от Прокофьева до Гергиева. Неслучайно Прокофьев – любимый композитор Гергиева».

В фильме показаны гастроли Гергиева. Фото: Кадр из фильма

Жанр фильма не может определить даже режиссер. Это наполовину игровое, наполовину документальное кино. Игровую часть представляет Константин Хабенский. Он играет сразу двух персонажей: молодого человека по имени Марк и самого композитора. По сюжету Марк хочет купить дачу Прокофьева. Он приезжает на дачу и, в ожидании владельца, начинает читать дневники композитора.

Сразу же после начала чтения в комнате появляется сам Прокофьев в образе Хабенского. Он рассказывает о событиях своей жизни — поездках по стране, по миру, знакомстве с Шостаковичем, дружбе с Максимилианом Шмидтгофом.

Все небольшие отрывки из дневника сразу же сопоставляются с гастролями Симфонического оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым. Если Прокофьев вспоминает о Петербурге, оркестр Гергиева дает концерт в городе на Неве, если о Кисловодске — оркестр едет на юг.

«Мацуев – клевый чувак»

Постепенно эпизодов с репетициями и концертами оркестра Гергиева становится все больше.   Было бы логично заявлять фильм не как кино о композиторе Прокофьеве, а о дирижере Валерие Гергиеве. Нет ничего о жизни в дороге музыкантов оркестра — их действий, мыслей, переживаний. Создается впечатление, что Гергиев путешествует в одиночестве. В нескольких эпизодах участвует пианист Денис Мацуев.

Анна Матисон представила журналистам свой фильм. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Я сняла этот фильм, чтобы привить знание и любовь к этой музыке самым маленьким зрителям, - объясняет Анна Матисон. - Мы все знаем музыку из «Щелкунчика», потому что есть такой мультфильм, все дети его смотрели, все любят. А российского мультфильма «Спящая красавица» нет, поэтому мы не знакомы с этой музыкой. Из этих соображений я внесла в фильм игровую часть. Дети посмотрят и увидят, что Сергей Прокофьев — как Дамблдор, а Денис Мацуев — клевый чувак».

   
   

Эрнст выбрал длинную версию

Игровая часть фильма с участием Константина Хабенского снята на настоящей даче Прокофьева. Дача была выставлена на продажу и много лет простояла нетронутой. Там сохранились записи композитора, его книги и личные вещи. В настоящее время участок вместе с домом принадлежит Фонду Валерия Гергиева. На даче в кадр попала и сама режиссер фильма — она сыграла Ксению, владелицу дачи. По сюжету, Марк так и не дождался ее и уехал, прочитав дневники композитора.

Константин Хабенский сыграл роль Марка и композитора Сергея Прокофьева. Фото: Кадр из фильма

Параллельно с тем, как Марк читает записи Прокофьева, показаны кадры, как те же записи читает одетая в мини-юбку Ксения. Что режиссер хотела сказать таким поворотом сюжета? Видимо, продемонстрировать свои длинные ноги. Также не совсем ясно, зачем Анна Матисон вставила в конец фильма кадр с похорон Сталина. Известно, что Прокофьев и Сталин умерли в один день. Если все действие в фильме композитор как бы видит собственными глазами, то эту сцену он точно не мог застать.

Фильм снят по дневникам Сергея Прокофьева. Фото: Кадр из фильма

После окончания Пасхального фестиваля фильм «Во время пути» покажут на Первом канале. «Я сделала две версии фильма, - рассказывает Анна Матисон. - Первая длится 90 минут, вторая – 52, для хронологических рамок передачи федерального канала. Я отдала на просмотр обе версии. Мне было очень приятно, что Константин Эрнст, вопреки хронометражу подобных программ на Первом, выбрал полную версию, которая длится полтора часа».

Фильм «Во время пути» будет показан с 20 апреля по 9 мая в городах, в которых будет проходить Тринадцатый Пасхальный фестиваль.

Смотрите также: