Вместо лица - маска?
- Ирина, вы об «эликсире долголетия» еще не думали? В наше время это - омолаживающие подтяжки.
- Сделать из лица «маску», как у многих? Ну зачем это нужно! Щеки мои, которые с детства неприятности приносят, никак не изменишь. В театре я все равно еще не играю «свой возраст».
Как-то мой знакомый посмотрел «Свидания в предместье» и сказал: «Ира, все замечательно, но вы же молоды для этой роли», а героине - 25 лет. Лучшего комплимента мне не нужно. А в кино возраст виден, как ни «подтягивайся». Я с пониманием отношусь к тому, что годы летят, чего и другим желаю. Надо смириться и находить выгоду даже в таких вещах.
- Какую?
- Уже совсем не хочется суетиться, хотя мне и раньше не особенно хотелось, я человек несуетный, несмотря на профессию... Меньше хочется работать, больше отдыхать... Считаю, что это нормально, и получаю удовольствие от того, что я нормальный гармоничный человек.
- Но чтобы фигура была «гармоничной», приходится суетиться?
- Все мне дала природа, родители... Конечно, всегда старалась чуть-чуть ограничивать себя в еде. Но как-то приехала с дачи и, хотя там я не присаживаюсь ни на секунду, обнаружила лишние 3 килограмма! Пошла на фитнес и за 4 месяца их сбросила, сейчас я себе нравлюсь. Когда слышу, что за неделю можно похудеть на 3 килограмма - это полный бред. Мне потребовалось время, но зато теперь вес прекрасно держится, ни на йоту не меняется. При этом многое позволяю в смысле еды.
- Как вам с мужем, блистательным Анатолием Равиковичем, удалось напрочь отвратить дочь от актерской профессии?
- У нее хороший вкус (смеется). Она сама выбрала институт — сервиса и экономики, потом сама нашла работу. Теперь она - директор «по чему-то», я даже толком не знаю. Лиза долго скрывала от коллег, кто ее родители.
«Крутые» на дорогах
- Вы сказали, что на даче «не присаживаетесь», хлопочете по «саду-огороду»?
- Когда мы купили в деревне за Лугой дом, участок был такой жуткий, что надо было что-то делать. Я посадила много цветов, кустарников, и теперь за этим надо ухаживать. В этом году меньше могла быть на даче, но увидела, что растения «с пониманием» отнеслись, практически не заросли сорняками, и там сейчас очень красиво.
- У вас легкая рука?
- Очень! Я такие растения сажаю... Со мной уже советуются гораздо более опытные люди. Вот привожу одинаковые корешки жасмина, соседям отдала получше, себе - похуже, но сейчас у них скромный кустик, а у меня - выше колен и цветет! Это наследственное: папа был гений «сада-огорода».
- Наверняка, в деревне много пьющих. Они вам на нервы не действуют?
- Кто много пил, те уже поумирали. Молодежь повыходила из тюрем и занялась трудом. У нас там есть семья, их шесть человек, так по очереди сидели. Сейчас стали работать, потому что появился предприниматель, строящий дома, он их привлек. Кто-то уже даже машину купил. Но обидно, что деревней занимается частное лицо, а не государство.
- Вы ведь автомобилистка с большим стажем. Каково женщине за рулем?
- На дороге я не женщина, а водитель. Никогда не была лихачкой, куда спешить, ведь основная задача - доехать. Такое ощущение, что мужиков очень угнетают жены, и вот, вырываясь на свободу, они пытаются выместить на остальных комплексы и показать, какие они крутые. Женщины - более дисциплинированные, но у них есть свои проблемы: им кажется, что можно на обаянии где-то проскочить, не всегда это получается. И все-таки женщины стараются соблюдать правила, что очень раздражает мужчин.
Роман с Высоцким?
- Мне кажется, ваш брак с Равиковичем «свершился на небесах» - тридцать лет вместе.
- Сейчас-то у нас практически нет конфликтов, пришли к выводу: зачем ссориться, если все равно придется мириться. А по молодости я взбрыкивала, мы долго притирались друг к другу. Хотя всегда на многие вещи смотрели одинаково и не чувствовали двадцатилетней разницы в возрасте.
- А каково на сцене с мужем?
- Мучение... Конечно, с одной стороны, легко, потому что он очень хороший артист и всегда понимает, что делает на сцене. Половина артистов этого не понимают. Но если с другими я могу обсудить какие-то трудности, то Равик воспринимает в штыки. Режиссеры сами его боятся, просят, хитренькие, чтобы я поговорила.
- Случается отказываться от работы?
- Конечно, и тут я полагаюсь на интуицию. Вот предлагали в рекламе приличные деньги - ну не лежит душа. Хотя вроде и согласилась, просыпаюсь утром - нет, не буду. Когда меня что-то мучает внутри, не могу с этим жить, должна ситуацию быстренько разрулить. Таким же образом, если отказываюсь от ролей, потом никогда не жалею. А случается наоборот: кажется, не моя роль. Засыпаю, и начинает внутри работать фантазия, просыпаешься, а роль - это уже часть тебя, не откажешься. Ради такого только и стоит браться.
Сама никогда не просила работы. Даже после института - а я училась в Горьком - никуда не ходила «показываться». Правда, к тому времени уже снялась в картине «Как царь Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким, и он организовал мою встречу с Любимовым. Но - не сложилось, а потом в Ленинград пригласил Владимиров.
- Так не было ли у вас романа с Высоцким?
- Могли бы и не спрашивать, все равно не скажу.
- Вы не рвались делать карьеру, потому что фаталистка?
- Думаю, что какие-то вещи предопределены. У меня есть странное качество: стоит о чем-то подумать, и это происходит. К примеру, вспомнишь о человеке, с которым давным-давно не виделись, и он тут же звонит, даже из-за границы. Я смеюсь: «Равик, пора подумать о чем-то нужном для семьи». Муж говорит, что я колдунья.
- Его чувство юмора хорошо известно.
- Я всегда знала, что с человеком без чувства юмора не могла бы прожить и дня. У меня тоже развито это чувство, но при Равике я немного стеснялась острить. Теперь стесняюсь меньше, и он говорит: «О, смотри-ка, остроумная стала! К концу жизни. Моей».
- А подарки он научился вам дарить?
- У нас давно заведено, чтобы я покупала понравившуюся вещь сама. Ну, в честь юбилея, может, Равик приготовит что-нибудь вкусненькое. Главный подарок для меня то, что начинается отпуск. В этом году, из-за ремонта театра, - целых полтора месяца! А у меня давно теория, что работать нужно с ноября по апрель, потом уезжать на дачу (смеется). Но мы поедем не на дачу, а в Турцию. Муж этим летом очень много снимался - в трех сериалах, нужно отдохнуть.
- А вы в сериалах задействованы?
- Вот мы и дожили до времени, когда, если не снимаешься в сериалах, чувствуешь себя убогим. Сейчас у меня нет сериалов, но мне не стыдно. Затеваются три антрепризных спектакля, возьму в отпуск пьесы, буду выбирать.
- А юбилей так и не отметите?
- Скорее всего, я буду у мамы в Минске, ведь 20 августа и у нее юбилей, да какой - 80 лет!
Смотрите также:
- Людмила Гурченко мечтает сыграть мужскую роль →
- Елизавета Боярская: «Я росла как принцесса» →
- Евгений Сидихин - положительный герой →