«Место уединения». Как русские правители собирали коллекцию Эрмитажа

Сейчас в коллекции музея более 3 миллионов экспонатов. © / Яна Хватова / АиФ

17 февраля 1852 года Эрмитаж был открыт для публики. С этого момента любоваться шедеврами мирового искусства могли не только представители знати, но и простой народ. В то время коллекция музея насчитывала несколько тысяч экспонатов. Сейчас в пяти зданиях комплекса выставлено более 3 миллионов экспонатов, а ежегодно музей посещают порядка 5 миллионов человек. SPB.AIF.RU рассказывает, как пополнялась коллекция Эрмитажа, и как он стал одним из самых популярных музеев мира.

   
   

Эрмитаж императрицы

Собирать коллекцию для будущего музея начала императрица Екатерина II. Она купила в Берлине 225 картин голландских и фламандских художников. Произведения искусства правительница разместила в дворцовых апартаментах, которые назывались «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Сюда императрица приходила, когда хотела побыть одна, наедине со своими мыслями. С тех пор, когда кто-то спрашивал, где царица, ему отвечали: «В Эрмитаже, среди картин». Постепенно коллекция расширялась, и название перешло на весь дворец.

Екатерина покупала произведения искусства на собственные деньги. Высокая цена никогда не была преградой для царицы: она хотела показать всему миру, что Россия – богатая держава, и может позволить себе больше, чем другие страны. При ней началось строительство здания Большого Эрмитажа на Английской набережной, куда попали последние приобретенные царицей экспонаты. Из первой же партии картин, купленных Екатериной, до наших дней сохранилось около сотни.

Музей у царя дома

После смерти Екатерины Великой коллекция Эрмитажа постепенно пополнялась. Самый значимый вклад в его развитие внес Николай I: именно он открыл доступ в музей для широкой публики.

В 1837 году, после пожара в Зимнем дворце, Николай I распорядился начать строительство Нового Эрмитажа, который стал использоваться исключительно для музейных целей. Немецкий архитектор Леон фон Кленце добавил в облик здания древнегреческие мотивы: Новый Эрмитаж держат на могучих плечах огромные атланты. В наши дни петербуржцы верят: если загадать желание и потереть большой палец на ноге одного из атлантов, желание обязательно сбудется.

Атланты держат на плечах здание Нового Эрмитажа. Фото: Commons.wikimedia.org

Выставочные залы монарх назвал «Императорский Музеум». Коллекция располагалась в одной части дворца, а в другой части в то же самое время находились царские апартаменты. Пока Николай работал в своем кабинете или обедал, в непосредственной близости от него посетители музея рассматривали полотна Рембрандта или Брейгеля.

При этом попасть в «музеум» могли далеко не все: количество билетов было ограничено, а стоили они очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди.

   
   

Спасение коллекции

После революции 1917 года многие шедевры искусства из Эрмитажа были распроданы большевиками за границу. Так, музей лишился единственной картины фламандского живописца эпохи раннего Возрождения, Ван Эйка, а также работ Рафаэля, Боттичелли и других художников

Несмотря на потери, коллекция Эрмитажа продолжала расти и к началу Великой Отечественной войны насчитывала более полутора миллионов экспонатов. Когда Ленинград был окружен фашистами, директор музея Иосиф Орбели организовал эвакуацию большей части картин на Урал. Работы по подготовке к спасению шедевров велись круглосуточно. Добровольцы бережно вынимали картины из рам и упаковывали для перевозки: аккуратно, картину за картиной, и так сотни тысяч раз! То, что не удалось вывезти, спрятали в архивах дворца.

В конце 1941 года сотрудники музея решили отблагодарить солдат, которые помогали спасать экспонаты. Они провели для красноармейцев экскурсию по залам Эрмитажа, где уже не было картин, но остались висеть пустые рамы. Музейщики подводили солдат к зияющим прямоугольникам и по памяти пересказывали, что изображено на холсте.

Именно эти пустые рамы и помогли после окончания войны точно восстановить всю экспозицию Эрмитажа. Ни одного произведения искусства утрачено не было: все благополучно вернулись в Петербург и по сей день украшают «жемчужину российских музеев».

Конечно, сейчас Эрмитаж нельзя назвать «местом уединения»: каждый день его посещают десятки тысяч человек. Но он остается местом, где каждый сможет открыть для себя удивительный мир искусства и оказаться в стенах, где вершилась судьба России.