Каждый петербуржец не раз бывал в Эрмитаже, проверяя, за какое время можно посмотреть все экспонаты музея. Туристы, приезжая в Северную Столицу, первым делом идут именно в Эрмитаж, ведь это одна из главных мировых достопримечательностей! Посетители восхищаются «Мадонной Бенуа», «Данаей» Рембрандта и рассматривают портреты в Военной Галерее 1812 года. Они гуляют по залам музея, не задумываясь о том, что еще не так давно по меркам истории здесь ходили члены императорской семьи, и Эрмитаж был для них не учреждением культуры, а домом, в котором они жили. Съемочная бригада из Петербурга позволила современникам перенестись в прошлое и своими глазами увидеть, что происходило в Эрмитаже сотни лет назад. Фильм снят в формате виртуальной реальности, поэтому у зрителя появляется полный эффект присутствия на месте событий. «Зритель на 18 минут отправится в путешествие во времени и станет свидетелем исторических событий, происходивших в залах Эрмитажа, – рассказывает режиссер картины Михаил Антыков. – Другими словами, побывает в гостях у императора!».
Как дом царя стал музеем
Петербургский режиссер Михаил Антыков и его коллеги уже давно снимали ролики в формате виртуальной реальности, но всегда мечтали создать что-то большее, что произведет на зрителей неизгладимое впечатление. «Мы восхищаемся масштабом воздействия таких роликов на людей, – рассказывает Михаил. – Очки виртуальной реальности позволяют оказаться в разные пространства и времена». Участники съёмочной группы поняли, что самое красивое историческое видео можно будет записать в музее, в каком – было понятно без слов. Так появилась идея создания фильма в виртуальной реальности про Эрмитаж. Антыков и его единомышленники рассказали о своем замысле руководству музея, которое тут же одобрило предложение киношников и дало разрешение на съемку.
Самым длительным периодом стало составление сценария. С помощью научных сотрудников музея команда Михаила Антыкова сформировала список событий, которые могли быть показаны наиболее эффектно. После этого сотрудники Эрмитажа написали текст к сценарию, и все было готово к съемкам. «Наш художественный фильм стал и документальным, – говорит Антыков. – Все события в нем происходили на самом деле. Мы рассказываем о интересном моменте жизни Эрмитажа – о том, как из дома императора он превратился в музей».
«На съемках уходили с площадки и прятались за дверью»
Когда встал вопрос о том, кто будет играть главную роль – проводника по Эрмитажу – было ясно, что это должен быть актер, который соответствовал бы высокому статусу музея. Руководство Эрмитажа взяло эту проблему на себя и пригласило принять участие в съемках Константина Хабенского: тот согласился, не раздумывая. «Приятно, что Хабенский поучаствовал в проекте на льготных для нас условиях, – говорит режиссер. – Как он сам говорил, для него это был новый опыт, ведь технология только-только начинает применяться. Хабенский стал первым российским актером, снявшимся в главной роли в фильме в формате «видео 360°».
Киношники признаются: первые дни работы были сложными для всех. Нюанс заключался в том, что камера формата «360°» и видит все происходящее вокруг. Если при обычной съемке режиссер может спокойно сидеть за камерой и руководить процессом, то здесь все было по-другому. После репетиции некоторых сцен съемочная группа выходила из зала музея и пряталась за дверьми, подглядывая за действием на площадке в замочную скважину. В зале же оставались только актеры и сама камера.
Старания съемочной группы не были напрасными: благодаря созданному ими фильму зрители могут побывать в местах, недоступных для простых посетителей музея. «Мы снимали целую сцену в запасниках Эрмитажа, где находится не меньше картин, чем в залах музея, – рассказывает Антыков. – По сюжету, там герой Хабенского встречает Михаила Пиотровского, и они разговаривают о картинах. Еще несколько сцен были сняты на крыше Эрмитажа. Оттуда открывается совершенно другой Петербург!».
Продолжение следует
Михаил подчеркивает: это не разовая акция, и скоро у фильма появится продолжение. Его планируют снять к следующей весне – новому туристическому сезону. О чем будут новые серии, пока неизвестно, но у съемочной группы уже много идей на этот счет. Среди них – история блокадного Ленинграда. «Мы хотим сделать реконструкцию, чтобы, например, находясь на крыше, вы бы ощутили себя во время бомбежки в блокадном Ленинграде, – делится режиссер. – Да, на эту тему снято много фильмов, но современники никогда не видели вживую, как выглядел город с разрушенными зданиями, дымящимися после пожаров руинами, военными самолетами в небе. Фильм позволит погрузиться во все это и понять, как чувствовали себя хрупкие девушки, гасившие зажигательные бомбы на крыше Эрмитажа. Это будет очень эмоционально».