Катастрофы и надежды. Жизнь Ивана Айвазовского сквозь призму его картин

Всемирно известный художник-маринист Иван Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Впрочем, в метрической книге он записан как Ованес Айвазян, но ещё его отец переделал фамилию на польский манер и звался Константином Гайвазовским. 

   
   

Иван с детства обнаружил художественные способности и по окончании симферопольской гимназии был принят в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Через четыре года обучения за картину «Штиль» он получил Большую Золотую медаль и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, где приобрёл известность. За свои полотна молодой Айвазовский получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В 1844 году 27-летний маринист стал живописцем Главного морского штаба, но жить предпочёл не в столице, а в родной Феодосии. В Петербурге он проводил зимы.

За свою 82-летнюю жизнь Иван Константинович написал больше шести тысяч картин, они находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, но самые знаменитые произведения – в Петербурге. Тут лидирует Русский музей, в собрании которого представлен «Девятый вал», включённый в список ста самых знаменитых картин мира.

Трагедии на море

Ни один посетитель, входящий в зал Айвазовского в Русском музее, не может пройти равнодушно мимо картины «Девятый вал». Так происходит уже 165 лет – с 1850 года, когда художник впервые представил произведение в Петербурге и Москве. Полотно сразу назвали шедевром, приходили смотреть на него по многу раз, складывали легенды. Действительно, загадочно даже название – почему «Девятый вал»? По старинной легенде, это самая сильная и опасная волна в бурю. Такого мнения придерживались древние римляне, а вот греки считали катастрофической третью волну.

В разные времена в картине находили разные смыслы.  Фото: Commons.wikimedia.org

На полотне изображено море после сильнейшего ночного шторма и люди, потерпевшие кораблекрушение. Лучи солнца освещают волны, самая большая из них вот-вот обрушиться на цепляющихся за остатки мачты потерпевших. Но люди живы и продолжают бороться, а тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

В разные времена в картине находили разные смыслы. Считалось, к примеру, что художник изобразил борцов за революцию.

   
   

Сам Айвазовский, выросший на Чёрном море, не раз слышал рассказы рыбаков о страшных бурях и кораблекрушениях. А однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайской бухте пароход, на котором находился художник, попал в жестокий шторм. Чудом удалось добраться до Лиссабонской гавани, а европейские и петербургские газеты уже написали и гибели судна и пассажиров, в списке которых был Айвазовский.

Трагедии на море художник писал не раз. До «Девятого вала» была создана картина «Спасающиеся после кораблекрушения», которую хвалил Белинский, увидевший в ней не только мужество людей, но и протест против несправедливости и надежду на лучшее будущее.

"Спасающиеся от кораблекрушения". 1844 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Запомнить…ветер

Ещё одна впечатляющая по размерам и производимому впечатлению картина «Волна» находится в том же зале, где и «Девятый вал». Но в данном случае художник отдался чистому искусству: он был поглощён идеей создания синтетического образа морской стихии, вырабатывал новую красочную гамма, скупую по цвету.

Интересно, что мастер совсем недолгое время посвящал работе на натуре. Образы моря были у него в голове! Айвазовский писал: «Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их».

Иван Константинович добавлял: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью». А художник Крамской так отзывался о «кисти» мариниста: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски у него – секретные. Таких ярких и частых тонов я не видел…»

"Волна". 1889 год Фото: Commons.wikimedia.org

Лунные сонаты

Прекрасные ночные виды моря тоже были запечатлены в сознании мастера.

Особенно он увлёкся игрой лунного света на водной глади, когда жил и работал в Италии и наблюдал Неаполитанский залив. Там же в Неаполе и Венеции Айвазовский представлял публике готовые произведения, которые неизменно вызывали ажиотаж. За свой «итальянский период» мастер создал около 50 картин. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и море столь живо и достоверно. Они отмечали, что мастер, прежде всего, сам любит красоту природы, и заставляет вместе с собой любоваться ею.

Лирический пейзаж «Неаполитанский залив», созданный в 1841 году, украшает музей-заповедник «Павловск». «Вид на венецианскую лагуну» – заповедник «Петергоф», ну а «Лунная ночь» 1849-го года и «Море в лунном свете» – Русский музей.

"Вид на венецианскую лагуну". 1841 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Морские победы

Как живописец Главного морского штаба, Айвазовский принимал участие в военных походах. Так, в 1839 году направился к берегам Кавказа, и на борту военного корабля познакомился с флотоводцем Лазеревым и молодыми офицерами, героями будущей обороны Севастополя: Корниловым, Нахимовым, Истоминым. В 1856 году и сам мастер принял участие в Крымской войне.

И в своём творчестве Айвазовский часто обращался к морским сражениям, его батальные картины отличает точное изображение кораблей и понимание тактики боя.

На полотнах мастера – немало героических кораблей из славного прошлого российского флота. Так, в Центральном военно-морском музее экспонируется картина «Синопский бой», созданная по рассказам очевидцев.

"Синопский бой", 1853 год. Фото: Commons.wikimedia.org

А в Русском музее представлена картина «Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». Сама славная виктория была одержана во время русско-турецкой войны, в мае 1829-го года. 18-пушечный бриг Черноморского флота под «Меркурий» вступил в неравный бой с вражескими кораблями около Босфора, сумел нанести противнику серьезные повреждения и успешно уйти от преследования.

В память о подвиге российским кораблям стали присваивать гордое имя «Память Меркурия», осталась для потомков и картина Айвазовского.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.