Разложили по полочкам
Научное пособие выпущено центром профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт», существующем при Комитете по молодежной политике правительства Северной столицы. Раздадут брошюру, изданную тиражом более 4000 экземпляров, педагогам-организаторам, учителям школ и преподавателям средних специальных учреждений, тем, кто осенью 2008 года посещал специализированные семинары, организованные «Контактом».
Несмотря на то, что предназначено пособие для узкого круга специалистов, его копия уже появилась в сети Интернет – на сайте информационно-аналитического центра «Сова», изучающего проблему ксенофобии в России.
Книга состоит из трех частей. Первая – теоретическая. Она о том, как воспитывать толерантность среди подростков. Вторая часть – описание существующих в Петербурге молодежных субкультур, рассказывается об их символике, атрибутике, но самое главное, здесь все молодежные движения делятся на экстремистские и не экстремистские. Третья часть брошюры повествует о том, каким образом педагогам необходимо реагировать на представителей тех или иных сообществ - вести с ними профилактические беседы или сразу сообщать в милицию.
Кто есть кто
Авторы книги предлагают множество вариантов субкультур, распространенных в Санкт-Петербурге: от хиппи до скинхедов, гопников, панков, киноманов, анархистов и даже идейных геев. Но как педагогам выяснить, кто есть кто? В книге дается несколько советов. Вот пример ряда признаков, по которым в толпе школьников можно вычислить гея.
«Единственным специфическим признаком участника геевской субкультуры является деятельностный признак – пародийное подражание женскому типу поведения: чрезмерное виляние бедрами при ходьбе; специфическое растягивание гласных (элемент «хабальства») и разговор о себе в женском роде; поцелуи при приветствии между мужчинами; пластика и позы, характерные для женщин. Атрибутика (слабоспецифическая), встречающаяся у геев: подкраска ресниц, тени на глазах; окраска губ губной помадой в нетемные цвета; женский маникюр на руках; накладные ногти».
А вот по каким признакам авторы книги предлагают узнавать бонхедов (скинхедов с неонацистскими взглядами. – Прим. ред.): «Бритая голова (до короткого «ежика»); высокие ботинки армейского образца на шнуровке; обводка глаз черным; короткая черная куртка «бомбер»; ношение подтяжек (подтяжки часто играют уже не функциональную, а чисто атрибутивную роль – они просто свешиваются на ягодицы. Одновременно для поддержки брюк используется обычный ремень); брюки светло-голубого (джинсы), черного и камуфляжного цветов. Специфические поведенческие и/или деятельностные субкультурные признаки: Вскидывание руки в фашистском приветствии. Выкрики (часто в форме речевки): «Россия для русских!», «Зиг Хайль!», «Хайль Гитлер!», «Зига-Зага!» и т. п.
Стоит отметить, что такие признаки, как бритая голова, высокие ботинки и пр. являются классическими в субкультуре скинхедов, и, как и прочие классические вещи, сейчас не распространены. Встретить бонхедов в том виде, как указали авторы брошюры, в Петербурге сейчас практически невозможно.
Гот, пройдемте к психологу
Кстати, авторы брошюры сумели отделить экстремистские движения от остальных. К первым относятся в основном субкультуры с националистическими взглядами. Если педагог заметит такого ученика, ему советуют немедленно сообщить об этом в 18-й отдел УБОП или в центр «Э» ГУВД, занимающихся профилактикой экстремизма. Однако если учителя будут ориентироваться исключительно на приведенное выше описание неонацистов, этим службам, скорее всего, придется сидеть без дела.
В подразделение по делам несовершеннолетних для разъяснительных бесед советуют направлять «правых алисоманов» (поклонников группы «Алиса» с националистическими взглядами). Туда же предлагают направлять футбольных хулиганов и дьяволопоклонников. Последние, кстати, в брошюре ставятся приблизительно в один ряд с активистами запрещенной НБП. И тех, и других относят к «организациям экстремистского толка». А вот если ученик, по мнению работника образовательного учреждения, окажется похож на гота-маргинала, его вполне может ожидать беседа со школьным психологом.
Школьникам, заподозренным в приверженности к движению «беггеров» (авторы брошюры причисляют их к одной из ветвей гей-культуры), стоит ждать серьезного разговора с родителями, которых до этого посетит классный руководитель. Во всяком случае, такой совет дается в брошюре. Нетрудно себе представить, какой шок и стресс испытают родители ученика, когда им сообщат, что их сын предпочитает партнеров своего пола. А если школьный работник ошибется в своих расчетах?
Самое главное, что брошюра эта выпущена в рамках городской программы «Толерантность», а на сайте центра «Контакт» есть информация о проведенных им мероприятиях. Одно из них носит название «Мы все похожи». К чему тогда создавать брошюры, делящие людей на подгруппы и субкультуры, – разве в этом основа толерантности?
Как реагировать на неформалов? Советуют авторы брошюры
Читайте этот материал в петербургском выпуске газеты "Труд" от 6 июля 2009 г.
Смотрите также:
- Смелость и терпение. Евгений Колесов о Китае, детях и женской жертвенности →
- Попавшие в Сеть. Подростки конфликтуют с родителями из-за Интернета →
- Жить в согласии →