112

Жить в согласии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Петербург 14/12/2011

Более 15 лет Россия и мир отмечают Всемирный день толерантности. Но до сих пор нет однозначного толкования, что такое толерантность, сложно найти ответы на вопросы, где заканчивается терпимость и начинается безразличие, почему нужно терпимее относиться друг к другу, уважать чужие традиции, наконец, помнить, что иной выбор, иные предпочтения - не хорошо и не плохо, просто каждый имеет право на свою жизнь…

Учить толерантности надо с детства

17 ноября в рамках Всемирного дня толерантности в деревне Сяськелево Гатчинского района состоялась акция по повышению уровня толерантности, организованная правительством Ленинградской области. Празднично украшенная шарами и красочными плакатами Пламенская школа гостеприимно пригласила всех желающих на свой праздник.

«В нашей школе учатся ребята разных национальностей - это и армяне, и казахи, и узбеки, и ингерманландцы, и белорусы, и украинцы, - начала перечислять директор школы Маргарита Михайловна Алексеева, - ради того, чтобы они лучше понимали, терпимее относились друг к другу, и была задумана эта акция». Более того, сообщила Маргарита Михайловна, в школе будет преподаваться курс «Основы мировых религий» - с такой просьбой обратились к ней родители учеников четвёртых классов, и это тоже будет способствовать налаживанию контактов, укреплению дружбы.

Важно быть услышанным

В актовом зале в адрес гостей и хозяев школы звучали официальные приветствия и поздравления с Днём толерантности.

Для знакомства с теорией вопроса присутствующим вручили познавательные сувениры: буклет, в котором кратко излагались основные права человека и гражданина, брошюру «Толерантность» и карманные календарики, которые напомнили ещё о двух датах, неразрывно связанных с основной темой встречи: 10 декабря отмечается Международный день защиты прав человека, а 12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

А затем вместо ожидаемого для любого праздника традиционного концерта для учащихся, их родителей, учителей и всех приглашённых гостей были организованы тренинги в форме игр, дискуссий, командных упражнений…

Перед началом «тренировки» ребятам рассказали о целях и задачах тренингов, о правах и свободах человека и гражданина, границах личных прав и свобод, о терпимости к другим людям, о методах неагрессивного разрешения конфликтов и привели примеры толерантного поведения в различных ситуациях.

А затем началось самое интересное - для проведения занятий дети и взрослые разделились на группы и разошлись по классам. У каждой группы были своя тема и своя форма исполнения заданий. Самые маленькие участники - ребята из 5-6-х классов - «отрабатывали» «уважительное отношение к другим людям» в форме интер-активных мастер-классов.

С помощью тренеров они рисовали на лицах, как бы демонстрируя, что разнообразие - это интересно, любопытно и красиво, мастерили разные игрушки из шаров, исходя из своих предпочтений и фантазий. Чтобы стать «другим», хотя бы внешне, представить себя на месте другого человека, дети фотографировались с тантамареской.

Во время игр, фейс-арта и твистинга тренеры беседовали с детьми и отмечали, что ребята понимают, что такое толерантность, даже замечают за собой проявления интолерантности и дают обещание «исправиться».

Семиклашкам очень понравилось упражнение, когда каждому вручалась карточка со словом, которое все члены группы должны были произнести за 20 секунд. После чего задавался вопрос: «А что это была за фраза?». Участники понимали, что они не должны говорить одновременно.

И становилась понятна простая вещь - чтобы быть услышанным, нужно и самому давать высказываться другим.

Ученикам 8-9-х классов - предлагались задачи посложнее: ролевые игры, групповая дискуссия, командные упражнения на тему «Отстаивание собственной позиции в конфликте». Задача - научиться видеть других людей, попробовать понять, что они думают и чувствуют, показать необходимость уважительного отношения к своим правам и правам других людей, ответственности за свои решения и поступки. Простое упражнение «Кошка»: ребята должны с закрытыми глазами представить и описать кошку.

В итоге - одинаковых животных нет и бессмысленно сравнивать, чья киска лучше. Значит, мы можем любить разные вещи и выбирать разное, но это не значит, что кто-то хороший, а кто-то плохой, умный или дурной… Кстати, тренинг помог 9-му классу установить дружеские отношения и сплотиться.

Одиннадцатиклассники дискутировали о правах человека. Говорили об известных ребятам понятиях: «стереотипах», «предрассудках», «терпимости», «равнодушии»… Открытий не случилось. Но ещё раз вспомнили и задумались о важном.

Взрослые тоже «поиграли»

Но не только ребята повышали свой уровень толерантности. Родители и преподаватели обсуждали тему реагирования на проявления агрессии в подростковой и молодёжной среде. «Большинство сложностей взрослых связано с тем, что конфликтующий подросток воспринимается как агрессор, - считает тренер-психолог, - поэтому в поведении взрослых много ответной агрессии, давления, иронии, что, безусловно, провоцирует конфликты и осложняет взаимодействие с детьми». Значит, необходимо учиться управлять подростком не давлением и силой, а словом, то есть нужно договариваться и только налаженная коммуникация будет способствовать созданию доверительных отношений.

Гости мероприятия, представители администрации и общественности, тоже не остались в стороне - для них проведён семинар-практикум по профилактике экстремизма и терроризма, в том числе в молодёжной среде, на котором рассматривались типичные примеры экстремистских проявлений и способов их предотвращения.

Конечно, в рамках одного мероприятия не научиться толерантности, но уже то, что ребята получили представление о своих правах и обязанностях, обратили внимание на то, что худой мир лучше доброй ссоры, что грубостью и силой не разрешить конфликт, поможет им строить свои отношения, исходя из принципа уважения к правам других людей, делая ставку на переговоры и сотрудничество… Взрослые, в свою очередь, получили практические рекомендации, как конструктивно разрешить конфликтную ситуацию, когда ребёнок проявляет нетерпимость и агрессию.

Продолжение следует?

Большинство участников оценили мероприятие как полезное и интересное, и почти все за повторение в будущем. «Наш посёлок многонациональный, мы живём дружно, - рассказывает глава администрации Сяськелево Елена Евгеньевна Фёдорова, - например, есть у нас традиция, когда отмечаем День посёлка, то чествуем лучших рабочих совхоза. Так вот, в этом году достойную работу одного из наших жителей, который уже давно у нас работает, - сварщика из Средней Азии мы отметили грамотой». Глава администрации посёлка отметила необходимость в акциях, подобных той, что прошла в Сяськеловской школе. «Мне кажется, что такие тренинги нам очень нужны, только уже не в школе, а на территории самого посёлка. Чтобы это был праздник для всех».

Думается, это будет правильное решение, ведь немного перефразируя известное выражение, можно сказать, что толерантности мало не бывает…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах