Ученый-сейсмолог Виктор Боков: «В Петербурге земля «дышит»

   
   

- Есть! - отвечает петербургский ученый Виктор Боков.

Ежедневно, кроме воскресенья, после 12 часов по Гринвичу на сайте Гидрометеорологического университета он дает краткосрочные прогнозы землетрясений для Северного полушария. Предсказал с необходимой точностью разрушительные толчки в Турции, Алжире, Марокко… Расчеты оправдываются на 75%. Не застрахован, по мнению сейсмолога, от природных катаклизмов и Петербург.

Дамба или «амба»?

- "АиФ": Говорят, что каждые полчаса почва в городе колеблется с силой до 2 баллов.

- Виктор БОКОВ: Это происходит во время посадки самолетов. В астрономической обсерватории Пулково есть сейсмическая станция, которая фиксирует все данные. Но такая «дрожь земли» незначительна, и жители ее не ощущают. Другое дело, что Петербург находится на разломе земной коры - двух геологических платформ и четырех тектонических разломов. Еще в новгородских летописях указано, что «земля сильно трясеши». Возможно, поэтому здесь никто долгое время не селился. И сейчас трещины «дышат»!

В Финляндии, где много сейсмических станций, ежемесячно наблюдаются подвижки вблизи Санкт-Петербурга. Недавно землетрясение силой 4,5 балла по шкале Рихтера зафиксировали в Балтийском море. В 1986-м в Финском заливе тряхнуло уже на 6 баллов. Если бы это произошло на земле, разрушений не избежать.

- "АиФ": На тектоническом разломе расположен и Кронштадт, а там строится дамба. Если, не дай Бог, громыхнет, не будет ли нам всем «амба»?

- В.Б.: Любое водохранилище влияет на земную кору. Рассчитано: при сильном наводнении уровень воды у Санкт-Петербурга может достигнуть 5 м 30 см (максимальная высота зафиксированных наводнений - 4,20. - Ред.), а ее дополнительная масса в восточной части Финского залива - до 230 млн тонн. Если предел будет превышен, земная кора в районе Кронштадта может лопнуть. Хотя это только гипотеза. Паниковать не надо, поскольку под городом глубокий осадочный слой. Однако проблема остается, и для ее решения требуется поддержка правительства и кропотливые исследования.

   
   

- "АиФ": Еще у нас собираются возводить гигантскую башню...

- В.Б.: Здесь многое зависит от прочности основания. Наш город официально входит в число районов, где возможны землетрясения в 4-5 баллов. А сейсмостойкое строительство ведется только при вероятности толчков в 6 баллов. Хотя соседняя Финляндия имеет как раз такой показатель. Возможно, одна из причин столь низкой сейсмичности Северной столицы в том, что каждый балл - это серьезное удорожание стройки…

- "АиФ": Но тот же Нью-Йорк - сплошные небоскребы, в Японии их тоже достаточно, а это зона активного движения земли. Может, перенять передовой опыт?

- В.Б.: В Японии дома возводят на каркасах, которые раскачиваются, но не падают. Метод эффективный и дорогой. Теперь его переняли американцы. И нам следует быть крайне осторожными с высотками. Почвы у нас болотистые, море рядом, грунтовые воды ведут себя порой непредсказуемо. Яркий пример - плывун, на семь лет остановивший станцию метро «Площадь Мужества».

Конечно, можно стопроцентно укрепить любой фундамент. Только в какие затраты это выльется? Если произойдет серьезное землетрясение, здание может упасть.

Опасная статистика

- "АиФ": Какие районы в городе наиболее уязвимы?

- В.Б.: Васильевский остров, Приморский, Юго-Запад. Там грунты «играют» наиболее активно. Критическими зонами являются Ладога и Балтика.

В первую очередь подвержены колебаниям старые дома. Им даже минимальные стрессы противопоказаны. «Хрущевки» же, как подтверждает практика, вполне устойчивы.

- "АиФ": Вы предсказывали, что в 2024 году произойдет сильное наводнение. Страшилка о «конце света» не отменяется?

- В.Б.: Это предположение. Примерно через каждые 100 лет в городе происходит катастрофическое наводнение. В 1724-м солдат и матросов спасал даже Петр I. В 1824-м стихия вдохновила Пушкина на поэму «Медный всадник». В 1924-м уровень воды поднялся на рекордную отметку в 3 м 80 см. Так что есть вероятность, что и в 2024-м природа может разбушеваться.

- "АиФ": В оперативном режиме вы даете прогноз землетрясений для многих стран мира. Но что позволяет увидеть невидимое?

- В.Б.: Основное - изменения циркуляции атмосферы. Она играет роль «массажера». Высокое давление, низкое… Они «шевелят» тектонические разломы и трещинки. Нами сформирован и банк данных по «типовым» ситуациям, около 2 тыс. случаев. Сравниваем, исследуем… Занялся этим под влиянием доктора наук Сытинского. Получил патент. Тогда вместе с коллегами и решили, что будем помогать людям, и на добровольных началах стали выкладывать данные в Интернете. Недавнее землетрясение в Китае мы дали за двое суток с прогнозом в 6 баллов (в реальности 6,9. - Ред.), точно по месту и долготе. Четко сработали по Суматре и сотням других сильных толчков. Печально, что люди не знают и гибнут.

- "АиФ": С вашего сайта не «вылезают» японцы, американцы, китайцы, россияне. Между тем в группе всего четыре человека, трудитесь на голом энтузиазме, практически без финансирования. Зачем это вам?

- В.Б.: Я неоднократно обращался в МЧС, Институт физики Земли с просьбой о сотрудничестве. Для прогнозов необходимы оперативные измерения некоторых геофизических процессов, а они нашей лаборатории недоступны. Недостающие для полной достоверности 25% - это как раз отложенный вклад гидрогеологов и сейсмологов. Но дальше слов, что «все очень интересно», пока не идет.

Иногда такое чувство - хотят, чтобы мы совсем закрыли сайт (www.quake_vnb.rshu.ru - Ред.). Сейчас подали заявку на грант, но надежд мало. Тем не менее мы по-прежнему будем стараться ежедневно давать прогнозы. Многим эта информация может спасти жизнь.

Смотрите также: