Экзамены ценой жизни? Школьника-инвалида не берут в десятый класс

Подростка, который хочет учиться, могут выгнать из школы из-за его болезни. © / Сергей Ильницкий / АиФ

У юного петербуржца Константина (имена героев изменены – прим.ред.) – редкое генетическое заболевание. Из-за своего недуга подросток с трудом двигается и не может выполнять даже простейшие действия. Единственной отдушиной для мальчика была учеба, однако недавно Костя узнал, что его могут не принять в 10-й класс. Из-за своей болезни школьник не способен сдать ГИА – государственную итоговую аттестацию: после 15 минут занятий ему необходим длительный перерыв. Руководство школы не идет на уступки – раз экзамены не сданы, то и о дальнейшем обучении речи быть не может. Мама Кости считает, что своими действиями администрация школы не только поставит крест на мечтах юноши о высшем образовании, но и полностью отрежет его от внешнего мира. Директор же только разводит руками: все в рамках закона.

   
   

Прогрессирующая болезнь

Когда Косте исполнилось 8 лет, врачи обнаружили у него редкое и неизлечимое заболевание. Мать мальчика, Елена, услышала страшный вердикт: скоро ее сын станет инвалидом, и такой судьбы ему уже не избежать. Медики сказали, что с каждым днем болезнь будет прогрессировать. Ребенок будет слабнуть, но при этом его умственные способности останутся прежними, поэтому бросать учебу категорически нельзя: у мальчика есть возможность даже поступить в университет в будущем!

После того, как семья узнала диагноз Кости, мальчик продолжал ходить в школу, но делать это становилось все труднее. Мама решила перевести сына на домашнее обучение. Она предоставила руководству школы справки, в которых указывалось, что мальчику можно заниматься только в течение 15 минут, после чего ему необходим длительный отдых. От более длительной нагрузки подросток мог умереть: появлялся риск инфаркта или инсульта. Кроме того, врачи потребовали исключить из программы предметы, по которым Костя не мог обучаться из-за тремора рук. Все эти ограничения не стали для школьника непреодолимым препятствием: он слишком сильно хотел учиться и получать новые знания.

Под угрозой отчисления

Учителя стали приходить к Косте домой и заниматься с ним по 15 минут. Сначала все шло хорошо, но потом мама мальчика заметила, что педагоги не выполняют предписаний врачей, от которых зависит жизнь и здоровье ее сына. Так, однажды Елена узнала, что преподаватель задал ее сыну заполнение контурных карт к следующему занятию. Женщина решила, что учителя просто не понимают всей серьезности положения. «Несоблюдение рекомендаций врачей грозит мальчику серьезными осложнениями! – возмущалась она. – Ребенок не может положить в чай сахар, а его просят заполнить контурные карты!».

Не встретив понимания у педагогов, мама Кости пошла побеседовать с руководством школы, но в администрации учебного заведения ей заявили: «Мы работаем исключительно в соответствии с законом «Об Образовании в РФ».

После этого Елена еще несколько раз приходила в школу с просьбой снизить требования к ее сыну, но позиция руководства оставалась неизменной. Так продолжалось до окончания 9-го класса. Весной выяснилось, что Костю могут не взять в 10-й класс. Мальчик, как и все его ровесники, должен был сдать ГИА, но эта задача для него непосильна: школьник не способен несколько часов подряд сидеть и отвечать на вопросы. Мать подростка попросила директора перевести ее сына в десятый класс без экзаменов, но, конечно, получила отказ. Костя оказался под угрозой отчисления.

Вместо аттестата – справка

Елена была в отчаянии. Прекращение обучения для ее сына означало полный отрыв от внешнего мира, ведь из-за своей болезни мальчик не может гулять с друзьями, ходить в кино или на концерты, даже просто сидеть в социальных сетях. Единственными людьми, с которыми подросток общался, кроме родственников, были учителя. Кроме того, его шансы на поступление в вуз резко сокращались.    
   

При этом руководство учебного заведения тоже можно понять: существующие законы не предусматривают сдачу ГИА в усеченном формате для детей с ограниченными возможностями. Без результатов экзаменов администрация школы просто не имеет права перевести Костю в 10-й класс. Единственное, что могут сделать в школе – это выдать ему справку об окончании обучения, поскольку по итогам года подросток аттестован. К сожалению, справка ничем не поможет мальчику. Для продолжения учебы он должен сдать экзамены, во время которых может умереть от нервного стресса и слишком большой для него нагрузки.

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова решила поддержать Костю в его стремлении к учебе и направила запрос в Министерство образования и науки РФ. Совсем скоро станет известно, отчислят ли школьника, который так хочет учиться, или нет.

«Очень жаль, что конфликт между школой и мамой достиг такого масштаба, что самая простая просьба стала вызывать у обеих сторон протестную реакцию, – говорит Агапитова. – Я уверена, не будь этой борьбы, ситуация разрешилась бы раньше и без таких стрессов. Мальчик прошел бы психолого-медико-педагогическую комиссию, и индивидуальный образовательный маршрут был выработан в соответствии с ее заключением. Тогда и у мамы, героически отстаивающей права своего сына, не было бы вопросов и претензий».

Елена же заявляет, что не позволит отчислить сына-инвалида из школы. Если Костю не примут в 10-й класс без экзаменов, его мама будет доказывать право сына на образование в суде.