По данным экспертов, после кризиса, вызванного пандемией, даже в Кремниевой долине 50% стартапов* перестанут существовать.
Как стать новым Павлом Дуровым?
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Как сегодня рынок принимает стартапы?
Филипп Казин: Дело в том, что и без пандемии около 90% стартапов проваливаются. Даже создав прототип, зарегистрировав юридическое лицо и получив первые инвестиции, компании часто не выдерживают столкновения с рынком, то есть не могут массово продавать свой продукт или услугу. Так происходит в Европе, Азии, США (где создана самая развитая в мире система поддержки новых бизнес-проектов). Это означает, что для массового возникновения стартапов важна не столько инфраструктура поддержки (финансовой, правовой, информационной), сколько наличие развитого рынка и платежеспособного спроса на инновации.
Что касается России, то, по статистике, начиная с 2018 года количество успешных стартапов, получивших инвестиции или заключивших сделки с компаниями, стремительно сокращается (см. инфографику).
С одной стороны, это общемировой тренд: в последние годы предприниматели опасаются открывать новые технологические компании из-за очень высокой неопределенности. Но с другой - цифры показывают, что уровень инновационности нашей экономики пока еще существенно ниже, чем во многих развитых странах. Исходя из численности населения и доли нашей страны в мировом ВВП, мы должны производить на свет в 2-3 раза больше успешных стартапов, чем сейчас. Но есть и хорошая новость - интенсивность сокращения числа стартапов в России идет медленнее, чем в среднем по миру.
Повторить судьбу Павла Дурова можно и сегодня. Для этого надо иметь хорошее образование и пользоваться всеми возможностями, которые дает жизнь. Например, недавно у нас в «Вышке» прошел Всероссийский фестиваль университетских технологических проектов, на котором были представлены интереснейшие стартапы из более чем ста вузов страны, у многих из которых есть все шансы выйти на мировой рынок.
- Мы действительно часто читаем, как выпускники ведущих петербургских вузов открыли успешный стартап… в США.
- По данным аналитического центра «Эксперт», из всех стартапов российского происхождения, указанных в крупнейшей профильной информационной системе Crunchbase, лишь 27% имеют головные офисы в России, а остальные 73% - за границей. В этом не было бы ничего плохого, если б налоги от их успешных бизнесов платились в России, рабочие места создавались здесь, а инновационные решения включались в производственные процессы российских предприятий. Но, к сожалению, это не так, и мы продолжаем обогащать мир своими учеными и предпринимателями.
Если посмотреть на работающие в России стартапы, мы увидим, что 71% из них базируются в Москве. Это говорит о том, что такие бизнес-проекты рождаются и живут только в развитых экосистемах, обладающих передовыми результатами научных исследований, инвестиционными ресурсами и предпринимательским климатом, то есть социальной атмосферой, поощряющей риск и прощающей ошибки. Когда в этом смысле крупные города России не будут уступать Москве, а Москва - крупнейшим инновационным центрам Европы и США, утечка мозгов прекратится.
Сегодня мы стараемся сократить это отставание, пример тому - включение темы технологического предпринимательства в число приоритетов развития ведущих вузов страны. Но чтобы это все заработало, нужно время. А бизнес ждать не хочет.
- Как вырастить будущего успешного предпринимателя? Многие считают, что начинать нужно уже с правильного детского сада…
- Мне кажется, не надо стараться превратить всех студентов, школьников и воспитанников детсадов в бизнесменов. Было бы хорошее образование, а предпринимательские способности обязательно проявятся, если они есть. Сегодня же мы видим, как школьники стремительно теряют способность грамотно писать и говорить даже на родном языке. Некоторые мои знакомые петербуржцы в возрасте 11-12 лет с трудом могут вспомнить название главной площади нашего города. Книги они больше не читают, с именами великих художников эпохи Возрождения знакомятся в основном по мультфильму «Черепашки-ниндзя». А ведь экономика знаний основана именно на знаниях (включая даты, имена и формулы). Поэтому залогом успешного будущего любого предпринимателя в России является, прежде всего, развитие широкого фундаментального образования для всех. Только на этой основе у нас, как у страны, есть перспективы занять достойное место в мировой экономике.
Приближаемся к «Матрице»
- Из-за пандемии идет колоссальная перестройка мировой экономики и рынка труда. Чем все это может закончиться?
- Из-за пандемии происходит перестройка всей общественной жизни, и чем это закончится, никто не знает. Мы до сих пор пребываем в состоянии «пережидания»: исходим из того, что весной 2021-го или «очень скоро» коронавирус отступит.
А если нет? Сейчас мы зациклены на COVID-19, но никуда не делись такие глобальные угрозы, как терроризм, неравенство, неконтролируемая миграция и т. д. Коронавирус только усугубляет их. Как и в разы ускоряет цифровизацию. Мы сейчас работаем в Zoom, оплачиваем покупки онлайн, там же смотрим фильмы. Не надо больше ходить в магазины, банки, офисы, тратиться на билеты и гостиницы. Даже привычное человеческое общение начинает уходить в прошлое. Но, загоняя нас «в цифру», пандемия ускоряет превращение нашего глубоко потребительского общества в потребительское общество онлайн. Компьютерные сервисы становятся источниками формирования все новых и новых потребностей. И этот снежный ком только нарастает. Мы уверенно приближаемся к той самой «Матрице», о которой снята известная голливудская кинотрилогия.
- Цифровизация меняет не только людей, но и города. Так, Петербург участвует в пилотном проекте «умный город», но пока мало кто из жителей понимает, что это такое…
- Главная цель «умного города» - безопасность и высокое качество жизни людей за счет реализации технических решений. Это действительно одно из ключевых направлений развития Петербурга наряду с тремя другими - комфортным, социальным и открытым городом.
К числу очевидных и видимых результатов развития концепции можно отнести создание сети МФЦ, работу портала Госуслуги Петербурга, Wi-Fi в метро, электронные табло на остановках и так далее. Традиционными элементами умного города также обычно являются покрытие мегаполиса качественной сотовой связью, размещение в квартирах современных счетчиков потребления воды и энергии, датчиков, измеряющих интенсивность транспортного потока, - перечислять можно долго…
«Умный город» - это богатая сфера для творческих проектов, интегрирующих технологические инновации, социальное благо и современные бизнес-модели. Но главная проблема - это стоит очень дорого. Поэтому российским чемпионом в данной сфере также является Москва. Петербург, наряду с рядом других регионов России (Томском, Новосибирском, Екатеринбургом, Нижним Новгородом), идет за столицей, хотя и существенно отставая. И экономические последствия коронавируса в краткосрочной перспективе могут усугубить ситуацию. Но двигаться в этом направлении, безусловно, нужно.
* Стартап (от англ. startup, букв. «стартующий») - молодой бизнес, который создается для реализации инновационной и перспективной идеи. Такие известные мировые гиганты, как YouTube, Instagram, Microsoft, Telegram, начинали как стартапы.