«Бедный Жоржи». История гибели 28-летнего сына Александра III

Весть о смерти Георгия была тяжёлым ударом для всей императорской семьи. © / Public Domain

В Нью-Йоркском музее Метрополитен хранится уникальное яйцо «Кавказ», изготовленное знаменитым ювелиром Карлом Фаберже. В свое время этот сувенир преподнес на Пасху 1893 года Александр III своей жене, императрице Марии Фёдоровне.

   
   
Портрет великого князя был помещен на верхней части яйца под большим бриллиантом. Фото: Public Domain

Малиновое яйцо с витыми золотыми ножками имело четыре овальных «окна», за которыми были спрятаны миниатюры на слоновой кости. На них художник Константин Крижитский изобразил виды Абастуманского дворца, где жил любимый сын императора Георгий. Портрет великого князя также был помещен на верхней части яйца под большим бриллиантом.

Этот подарок должен был несколько скрасить грусть матери-императрицы, которая тяжело переживала расставание со своим Жоржи: молодой человек из-за состояния здоровья был вынужден покинуть отчий дом, и отправиться лечиться на Кавказ.

В годовщину смерти Георгия Александровича SPB.AIF.RU вспоминает судьбу цесаревича.

«Шкатулка курьёзов»

27 апреля 1871 года в Аничковом дворце Мария Федоровна родила третьего сына. Мальчика, появившегося на свет, назвали Георгием, как и родного брата императрицы, короля Греции Георга I. 

Детство его проходило в основном в Гатчинском дворце. Веселый сильный мальчик считался любимцем матери, которая, по воспоминаниям историков, была строгой женщиной и имела прозвище «Гневная».

Георгий в детстве обладал отличной физической формой и превосходил в силе даже старшего брата Николая. Заводилой в их паре, скорее, был Жоржи. Юноша был мастером острот и смешных историй. Старшему брату оставалось только успевать записывать за ним высказывания и складывать их в «шкатулку курьёзов». Годы спустя, когда Николай взошел на престол, то, поговаривали, что из его кабинета часто доносился смех: император перечитывал шутки юности, которые хранились в «шкатулке».

   
   
Александр III с семьей. Фото: Public Domain

Молодые люди получили прекрасное образование. Они в совершенстве владели английским языком, говорили на немецком и французском, могли поддержать разговор на родном для их матери языке – датском. Несмотря на то, что учились они в разных кабинетах, педагоги у них были одни и те же. Каждого из сыновей готовили к тому, что они могут возглавить страну.

Георгий с цесаревичем Николаем. Фото: Public Domain

В 1890-м году Георгий с Николаем отправились в длительное путешествие на судне «Память Азова». Неожиданно у молодого человека началась лихорадка. Когда судно причалило к берегам Бомбея, он даже не смог выйти из каюты. Приступ сопровождался легочным недомоганием, и врачи поставили ему диагноз, который звучал как приговор – туберкулез.

В итоге Николай продолжил восточное путешествие без брата, который был вынужден вернуться в Россию. Здесь великого князя ждали врачи. Перед ними была поставлена задача – во что бы то ни стало замедлить течение болезни.

Осмотрев пациента, они настоятельно рекомендовали ему сменить климат. В итоге в жизни Георгий Александровича началась полоса странствий: он путешествовал по Средиземноморью, жил у родственников в Греции и Алжире. В этот период Мария Федоровна почти ежедневно отправляла сыну письма с поддержкой, в которых давала советы, кому стоит нанести визит, как беречь себя и свое здоровье.

«Я так счастлива видеть, что ты чувствуешь себя хорошо, вообще привык к пребыванию там и наслаждаешься настоящим солнцем. Фельдъегерь много мне рассказал о тебе и сказал с веселым видом: цесаревич совсем розовый и веселый; это сделало меня совсем счастливою и было как маслом по сердцу», - писала она в одном из своих посланий.

Поскольку самочувствие Георгия было плохим, его отправили в Абас-Туман, маленький поселок в Грузии, который славился своим целебным воздухом. Здесь в ущелье, расположенном на четыре тысячи футов выше уровня моря, была мягкая зима и нежаркое лето, а сосновый лес, окружавший населенный пункт, должен был помочь престолонаследнику восстановить здоровье легких. 

Сохранились письма его матери, которая старалась как можно чаще навещать своего сына на Кавказе. После одного из таких визитов в 1892 году она написала своему супругу: «Как должно быть Георгию скучно здесь осенью и зимой, когда он остается один, страшно подумать! Мне кажется, я бы через некоторое время сошла с ума, а он никогда не жалуется. На него иногда страшно смотреть. <…> Мысль о том, что придется снова оставить его одного в этой обстановке, надрывает мне душу, особенно после той, пусть маленькой, надежды, что его можно будет увезти отсюда!»

Александр III в свою очередь также страдал из-за болезни сына. В одном из писем Марии Федоровне он делился своими чувствами: «Бедный Жоржи, много думал о нем сегодня, какой грустный для него день разлуки с тобой и Ксенией, а завтра возвращение в пустой Абас-Туман после столь весело и счастливо проведенных дней с вами! Что за горе и испытание послал нам Господь, быть столько времени в разлуке с дорогим сыном и именно теперь, в его лучшие годы жизни, молодости, веселости, свободы! Как мне его недостает, выразить не могу, да и говорить об этом слишком тяжело, поэтому я и молчу, а в душе ноет, слишком тяжело!»

Через пару лет, в 1894 году, в царской семье произошла трагедия – в возрасте 49 лет в Ливадийском дворце умер император. По заключениям врачей причиной смерти Александра III стал «хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов, геморрагический инфаркт в левом легком».

По мнению профессора Вильяминова, стремительно развившаяся болезнь почек стала следствием травм и ушибов, которые самодержавец получил осенью 1888 года, когда царский поезд потерпел крушение у станции Борки в 50 километрах от Харькова.

После смерти отца присягу принял его старший сын Николай, а его брат Георгий был объявлен цесаревичем, как первый в очереди на наследование российского престола.

Императрица Мария Фёдоровна, великий князьГеоргий, Великий князь Михаил и Великая княгиня Ольга. 1896. Абастуман Фото: Public Domain

Однако, Георгию не суждено было прожить долго. Через пять лет после смерти отца, 28 июня 1899 года, в возрасте 28 лет он скоропостижно скончался по дороге от Зекарского перевала обратно в Абас-Туман. По словам очевидцев, молодой человек отправился на трицикле на прогулку, когда неожиданно у него началось кровотечение. Спасти престолонаследника не удалось.

12 июля гроб с телом великого князя был доставлен в Петербург, где его захоронили в Петропавловском соборе рядом с саркофагом отца.