«Искореним это зло!». Как боролись с пьянством в СССР

В конце 80-х купить алкоголь в СССР было очень сложно. © / Public Domain

16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Он положил начало масштабной антиалкогольной кампании в Советском Союзе. Выпуск спиртного в стране практически прекратился, а купить алкоголь в магазинах можно было только днем, в течение нескольких часов. Кроме того, цены на горячительные напитки взлетели в несколько раз. Несмотря на все эти меры, советские граждане все равно находили способы выпить. О том, как в Советском Союзе пытались бороться с пьянством – в материале SPB.AIF.RU.

   
   

«Ключ – у Горбачева»

В СССР начали выпускать плакаты, пропагандирующие трезвый образ жизни. Фото: Public Domain

О том, что в СССР необходимо бороться с проблемой пьянства среди населения, первым начал заявлять Юрий Андропов. Правда, при нем все оставалось на уровне разговоров, а кардинальные меры в этой области принял уже Михаил Горбачев, который пришел к власти в марте 1985 года. Генсек, как и его предшественник, считал, что из-за пристрастия советских граждан к алкоголю уровень экономики в стране и нравственность людей падают, и ситуацию нужно немедленно исправлять. 7 мая Совет Министров СССР принял постановление «мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», а 16 мая вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», который и положил начало крупной антиалкогольной кампании.

В стране вводился «сухой» закон, нарушение которого каралось как штрафами, так и уголовной ответственностью. Теперь алкоголь было запрещено употреблять в общественных местах, множество торгующих спиртным магазинов закрылись, а в оставшихся точках купить вино или шампанское можно было строго с 14 до 19 часов. В связи с этим даже появилась народная присказка-частушка: «В шесть утра поет петух, в восемь — Пугачева. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачева». При этом цены на алкоголь резко взлетели. Так, бутылка водки стоила больше 9 рублей при средней зарплате около 200 рублей.

Партийных граждан призывали полностью отказаться от употребления алкоголя, в том числе и на домашних застольях или праздниках. Тех, кто не прислушивался к этой рекомендации, «выживали» из партии и могли уволить с работы.

Антиалкогольная кампания была жесткой и бескомпромиссной. Фото: Public Domain

Коньяк из чайника

Население восприняло новый указ крайне негативно, но открыто идти против власти никто не хотел, поэтому людям приходилось идти на разные ухищрения. «На торжествах в кафе некоторые наливали коньяк в чайник, чтобы внешне ничего не было заметно, - рассказывает историк Алексей Доронин. – Многие перестраховывались и даже дома хранили вина под видом соков».

Тогда власти пошли дальше, издав приказы о вырубке виноградников на юге СССР. Новые виноградники прекратили высаживать, а старые – уничтожали, да так увлеклись, что полностью истребили даже редкие коллекционные сорта – например, «эким-кара». Тем не менее, ликероводочные заводы не стояли просто так: они выпускали безалкогольные напитки, воды и лимонады.

Когда алкоголя в продаже практически не осталось, люди начали гнать самогон и брагу, которая доходила до нужной кондиции в банках с резиновыми перчатками вместо крышки. В процессе брожения перчатки наполнялись газом и поднимались вверх: такую систему называли «приветом Горбачеву». Многие не брезговали и одеколоном, что повлекло за собой череду пищевых отравлений.

   
   

Больше минусов, чем плюсов

Алкоголь был запрещен практически полностью. Фото: Public Domain

Согласно статистике, именно благодаря антиалкогольной кампании конца 80-х в Советском Союзе увеличились рождаемость и продолжительность жизни населения, а смертность уменьшилась. Дети стали появляться на свет более здоровыми, чем раньше.

Несмотря на эти очевидные плюсы, негативные последствия борьбы с пьянством также не замедлили проявиться. Жесткий закон привел к увеличению случаев воровства и спекуляции, а больше всего от новых порядков пострадала казна – доход бюджета в 1986 году от торговли снизился на 12 миллиардов, а в 1987-м – на 7 миллиардов рублей. Тогда стало понятно, что антиалкогольная кампания подрывает не только бюджет государства, но нравственность населения. Из-за экономического кризиса власти были вынуждены прекратить борьбу с пьянством.

Впоследствии Горбачев признавался, что хотел искоренить один из главных человеческих пороков, но его попытки оказались напрасными. «Все было зря, - резюмировал он. - Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».