9 мая мы отпраздновали День Победы, цветами и песнями поздравили защитников Родины. Только в Петербурге сегодня живут 143 тысячи ветеранов Великой Отечественной. Внешне кажется, что город и государство перед ними свой долг выполняют. А как в реальности?
- Со стороны материального обеспечения всё действительно неплохо, - считает Наталия Евдокимова, правозащитник, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. - У ветеранов войны приличная пенсия, медицинское обслуживание вне очереди, немало социальных льгот. По указу президента нуждающимся предоставлены отдельные квартиры. В нашем городе благоустроенное жильё по этой программе получили свыше 12 тыс. человек. Но так не везде. В составе Cовета по правам человека я бываю в разных регионах и нередко вижу такую картину. Ветеран живёт в лачуге с дырявой крышей и удобствами во дворе, но по метрам - это настоящие хоромы. И всё, государство ему уже не помогает. Чиновники разводят руками, мол, всё по закону. Здесь и в тысяче других случаев мы наступаем на наши любимые грабли - за формальными признаками не видим конкретных людей.
Родить на пенсии
АиФ-Петербург, Елена Данилевич: - Кстати, на днях ветераны и блокадники Петербурга предложили губернатору Полтавченко принять местный закон о патриотизме. Они беспокоятся, что уйдут и память о тех героических днях растворится…
Наталия Евдокимова: - У меня как человека, 13 лет отработавшего в городском парламенте, по этому поводу двоякое чувство. Можно написать самый замечательный закон, но никакими громкими лозунгами Родину любить не заставишь. Недавно в школах города проводили опрос среди детей разных возрастов - каких героев России они знают. Спрашивали и дошколят, и учеников постарше. Итоги шокируют. Дети почти не знают Александра Невского, Дмитрия Донского, что-то слышали о Суворове и Кутузове. Путают Пушкина и Путина. Зато многие без запинки в числе кумиров называют Диму Билана, Пелагею и хотят быть на них похожими. И это в Петербурге!
- Чья же это недоработка?
- Считаю, что здесь промах образования, общественных организаций. Ведь о героях, оставивших свой след в истории отечества, людях труда в классах почти не говорят, что неправильно. Молодёжь должна с малых лет гордиться выдающимися гражданами своей страны, уважение к памяти - и есть патриотизм. Однако у нас тех же ветеранов вне праздников выступить перед юными почти не приглашают. Это непростительная ошибка. Ведь это живые свидетели прошлого, настоящие герои. Даже общаясь с ними, становишься морально чище. Они отдали стране все силы и сегодня нуждаются в глубочайшем уважении.
- В отношении ветеранов всё правильно. Но как быть патриотом, если государство, не стесняясь, отбирает льготы, накопления? В этом году работающим уже перестали индексировать пенсии, а в будущем грозят повысить пенсионную шкалу. Для возрастного Петербурга это особенно болезненный вопрос.
- Знаете, здесь я с государством согласна. Так рано на заслуженный отдых почти нигде в мире не выходят. Эту систему в России ввели в 30-е годы, когда условия труда были крайне тяжёлыми. А сейчас? Женщины в 55 лет - красивые, цветущие дамы. А если они заняты на опасных производствах, то выходят на пенсию уже в 45. Рожать можно! В итоге в масштабах страны у нас получается колоссальный перекос между трудоспособным населением и теми, кто уже в преклонном возрасте. В Северной столице это практически каждый четвёртый.
Я бы для начала сравняла выход мужчин и женщин в 60 лет, как это принято во многих странах. Причём для женщин, у которых много забот по дому и уходу за ребёнком, включила этот период в трудовой стаж с перечислением страховых взносов. Неважно, что мама дома, самое главное - она растит и воспитывает гражданина России.
Как сделать выбор
- Некоторые варианты, как обеспечить себе «подушку безопасности», государство предлагает уже сейчас, однако схемы такие запутанные, а расчёты мудрёные, что в лучшее верится с трудом…
- Это самое главное - мы не умеем принимать решения, делать выбор. Но рядовых граждан винить в этом сложно. Ведь правила игры в нашей стране постоянно меняются. Вот и живёт в людях чувство неуверенности. У меня была подруга, которая в «нулевые» накопила на машину, но дефолт всё обесценил.
В результате она на собранные деньги купила сапоги, да и те не подошли. К сожалению, у разбитого корыта осталась не она одна. Прекрасно помню, как в Петербурге в 2007-2009 гг. принимали профицитный бюджет, когда доходы больше, чем расходы. И что? Почти всё проели. Ни дорог не сделали, ни инфраструктуры, коммуналки так и не расселили. Сейчас в бюджете города дыра в 58 млрд руб. А в Ленинградской области до сих пор есть деревни без газа и электричества.
- Сегодня выйти из кризиса чиновники предлагают, сэкономив на образовании, медицине и культуре. А майские указы президента часто выполняются за счёт сокращений и увольнений, а не развития.
- Недавно меня на митинг пригласил профсоюз медиков Петербурга. Я участвовала во многих акциях, пикетах, но здесь удивились. До чего же надо довести врачей, чтобы они протестовали? Оказалось, нагрузка на доктора сейчас такая, что о качестве говорить не приходится. Сокращается число «скорых», мест в больницах. На языке администрации это называется оптимизация.
Но оптимизация - это улучшение, достижение лучшего.
А у нас в маленьких посёлках закрываются фельдшерские пункты и начальные классы, дети за
5 км ходят в школу. Мы на Совете по правам человека разбирали случай, когда роженицу с осложнениями пришлось везти из села в ближайшую больницу за 25 км. Еле успели… Спросили местную власть, почему рядом нет медпункта, отвечают - нерентабельно. А о том, что всё могло закончиться трагедией, начальники не думают.
Сказать о больном
- Вы входите в президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека, встречаетесь с главой государства. Можете ему напрямую сказать о больном?
- С президентом мы встречаемся несколько раз в год. Как правило, тема определяется после поездок по «горячим точкам», где трудностей больше всего. Мы даём рекомендации, как решить проблемы, - это серьёзный подробный анализ. Но, конечно, живое общение ничто не заменит. Надо отдать должное Владимиру Путину. Он внимательно всё выслушивает, вникает в детали, не уходит от неудобных, острых вопросов, а их на Совете по правам человека немало. Если считает нужным, здесь же отдаёт распоряжения подчинённым. Как правило, после его вмешательства многое меняется в лучшую сторону, но как только контроль слабеет - беспредел продолжается.
- Возможно, ситуация изменится после выборов в сентябре? Знаю, что в Петербурге собираются выдвигать свои кандидатуры немало принципиальных, честных людей. Вы в политике многие годы. Что могли бы посоветовать тем, кто хочет поработать на общее благо?
- На днях ко мне на приём пришёл 25-летний молодой человек и заявил: хочу в депутаты. Порекомендовала ему начать с муниципалов, самого близкого к народу уровня. Узнать, как правильно формировать команду, договариваться с противниками и сторонниками, разбираться в полномочиях разных этажей власти. А главное, как исполнять то, что обещал. Ведь в головах молодёжи сегодня сложился превратный образ депутата. Мол, это люди, которые получают высокую зарплату, пользуются за госсчёт массой привилегий и мало за что отвечают.
Такое мнение не беспочвенно. В той Государственной Думе немало прогульщиков, не появляющихся на работе по месяцу и больше. Да и в петербургском парламенте тоже были депутаты, заседавшие в Мариинском дворце всего несколько дней в году, хорошо, что от них избавились. Наш народ удивительно терпелив и не протестует, но это не значит, что он безоговорочно верит победным рапортам. Уверена: сегодня люди стали умнее и выберут достойных.
Смотрите также:
- Петербургские чиновники получат по 3,5 миллиона рублей на покупку жилья? →
- Арбузов: «Вымывая деньги - лишаем экономику платежеспособного спроса» →
- «Одноклассники» во власти →