В галерее "Борей" открылась выставка Владлена Гаврильчика "Делаю Вам красиво". Это первая большая персональная выставка 72-летнего художника, ярчайшего представителя питерского андеграунда. Собрать вместе даже полсотни его работ было трудно, потому что они находятся в частных коллекциях по всему миру.
Художник широко известен лишь в узких кругах, поэтому имеет смысл кратко, пунктиром, представить его путь. В пересказе искусствоведа Валерия Вальрана, подготовившего выставку, он выглядит так: "Владлен (от Владимира Ленина) родился в 1929 году в семье пограничника на афганской границе. В первом классе он открыл дар рисования и определил себе генеральную линию "выйти на художника". В амбарных книгах простым карандашом срисовывал из учебников и газет популярные сюжеты, прежде всего героев революции и врагов народа: В 1943 году поступил в Ашхабадское художественное училище, но в том же году погиб в Курском сражении отец, и мачеха сдала Владлена в ташкентское Суворовское училище. Потом закончил Ленинградское высшее пограничное военно-морское училище, служил на Дальнем Востоке, в 1955-м уволился в запас, приехал в Ленинград, где 15 лет отработал инженером в военно-промышленном комплексе. В 1957 году поступил в изостудию ДК пищевиков, откуда его исключили за "формалистические кривляния". Участвовал в многочисленных квартирных выставках "нонконформистов", а также в знаменитых выставках ДК Газа и "Невском". Сейчас Гаврильчик - пенсионер районного значения, инвалид "холодной войны", пережил серебряную свадьбу, воспитывает дочь 20 лет".
В преддверии выставки корреспондент "АиФ" встретился с Владленом Васильевичем в его мастерской - пустующей комнате в его же коммуналке, которой Гаврильчик пользуется с согласия соседей. Во время беседы мастер не переставая дымил, зажигая одну сигарету от другой.
"Формалистические кривляния"
- Как я прибился к андеграунду? Скучно стало в изостудии гипсовые головы и бабок-натурщиц рисовать, стал делать свои композиции, да еще на беду познакомился со всеми этими психами питерскими, увлекся авангардистскими идеями. Через них пришел к средневековой живописи и иконам. В общем, стал делать живопись так, как я ее понимаю. На глазах у изумленной публики. Нашелся один какой-то шибко партийный гад и поднял хипеж: что это он тут рисует? А я и не понимал, что я - левый. Я ведь был человеком флотским, думал: на службе - устав, а здесь-то - свобода, тем более занимаюсь самодеятельным творчеством. Ан нет! Оказывается, здесь еще покруче - идеологический фронт. И вот прихожу как-то на занятия, педагог говорит: "У нас сейчас будет собрание". Никто не предупредил, что моя персоналка. Слышу речь: "Вот, у нас появились люди, подверженные формалистическим кривляниям". Чувствую - про меня, но молчу, потому что с ними разговаривать бесполезно. Потому что такая пошла политотдельская вонь, так шибануло в нос этой мертвячиной партийной! Спокойно собрал свои картоны, этюдник, надел шинелку, повернулся в дверях: "Пошли вы все на х..!". С тех пор я стал рисовать самостоятельно. В Москву гонял, познакомился там со столичным авангардом, главное - с Ильей Кабаковым, с Женей Бучуриным, у него и останавливался в мастерской. Прекрасная жизнь. И даже не совсем безденежная: в мастерскую кто-то заходит, глядишь, за тридцатничек и купят мою картонку. На жратву хватало, а одевался я в отрепье.
В тылу врага
- Я не чувствовал себя изгоем общества. Наоборот! Я себя чувствовал партизаном в тылу врага. Мне нравилась эта позиция: я занимаюсь настоящим искусством, а все остальные - ненастоящим. Полностью отверг социалистическое искусство, вплоть до литературы, даже ни одного фильма не смотрел. Все силы бросил на самообразование: вставал в шесть и час рассматривал альбомы по живописи. После работы - сразу за рисование, потом - в отдел эстампов Публички. Как-то хотел Пиросманашвили посмотреть, нельзя - в спецхране! Потом наладился в библиотеку Академии художеств. Брал книги и по философии, очень увлекался мистикой, можно сказать, получил теологическое самообразование. Начал-то с буддизма, потом мистика, христианство, прочел Ветхий и Новый завет. Мне это очень помогло, все идеологические монстры советские меня покинули. Мир открылся, небо ясным стало.
Экономический реализм
- В юности, когда в училище учился, не рисовал, потому что боялся насмешек, не было во мне нужной простоты. На самом-то деле - посмеялись бы, и все, а я, идиот, очень чувствительный. Это огромный минус. Потом понял - нужно делать как Бог на душу положит. Вот я своих учеников учу: рисуй как получается, не стесняйся, не бойся показать свою дурость. Художником называется только тот человек, который любит рисовать и рисует. Больше ни-че-го! В литературе это называется графоман, а в живописи, извините, нет.
...Современное искусство я воспринимаю как эмансипированное.
И стиль свой называю синтетическим: беру из любых течений любые подходящие мне средства выражения. А еще стиль можно назвать "экономический реализм", красочки-то дорогие!
Портрет - всему голова
- Сейчас вот готовлю к выставке четвертый вариант "Любителей хорового пения" (на фото). За эту картину на выставке во Дворце молодежи меня разделали будьте-нате. Так лаяли! А я совсем не членов политбюро имел ввиду, эти люди мне были неинтересны. Я в рисовании не сатирик. Вот портрету в свое время очень много внимания уделил, все силы бросил, потому что понял: портрет - всему голова.
А вот чего не добился, так не создал "народной картины". Такой, как "Мишка в сосновом лесу" или "Три богатыря". Была у меня "Репка", да продана, но купил-то не народ. Кстати, категории такой не признаю - "народ", как и постулата "искусство принадлежит народу". Все ведь группируются по интересам, единственный всеобщий - водка. Когда-то у нас были большие тусовки, потому что группировались вокруг спиртного. Теперь дело это хорошее - "пить" - по настоянию жены и дочери бросил.
Теперь у меня ни друзей, ни врагов, есть симпатичные приятели.