86

Вдохновение с мозолистыми руками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 08/09/2004

Через небольшой карельский городок Сортавала лежит путь на Валаам. Но примечателен он не этим. Каждому, кто сюда приезжает, местные жители обязательно покажут небольшой дом рядом с пристанью. Здесь живет и работает уникальный художник - резчик по дереву Кронид ГОГОЛЕВ. Здесь его музей - одна из главных досто-примечательностей города.

Работы без названия

Вход в музей Гоголева со двора. На фасаде лишь небольшая табличка "Выставочный зал". Если не знаешь, пройдешь мимо, не обратив внимания. Небольшая прихожая увешана вырезанными из дерева картинами, глядя на которые застываешь в немом изумлении. Неужели эти огромные полотна со сказочными сюжетами, в которых проработаны мельчайшие детали человеческих лиц, вышли из-под резца художника?

В углу сидит благообразный старец с роскошной седой бородой и продает входные билеты. Не сразу понимаешь, что это и есть Кронид Александрович Гоголев. Лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель культуры и искусства России и Карелии, народный художник России, кавалер ордена Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени и прочая, и прочая, в своем музее работает и билетером, и экскурсоводом.

В залах музея несколько сотен картин, вернее, "работ", как называет их сам художник. Еще столько же находится в частных коллекциях или кочует по выставкам. Все без названий. "Почему?" - интересуюсь у автора. "А зачем названия, - лукаво улыбается художник. - Разве сам не видишь, что изображено? А лишние слова ни к чему".

Извивы судьбы

Крониду Александровичу 80 лет. Пережил коллективизацию, прошел всю войну. Демобилизовавшись из армии в начале пятидесятых годов, работал на Балтийском судостроительном заводе. Но тяга к прекрасному оказалась сильнее. В тридцать лет он поступил в Ленинградское художественно-графическое училище, потом окончил художественно-графический факультет института имени Герцена и уехал в Карелию учить детей.

Много рисовал, занимался графикой, но настоящее призвание обрел перед самым уходом на пенсию. "Впервые я взял в руки нож тридцать безумных лет назад, - говорит мастер. - Почему безумных? Потому что когда решил воплотить свои рисунки в каком-нибудь материале и первый раз коснулся дерева, то потерял покой. Потому что это адский труд. Каждая работа - это пот и мозоли до крови. Наверное, этим ощущением настоящей мужской работы меня дерево и привлекло. А началось с того, что в один из отпусков я уехал с палаткой на пустынный ладожский остров. Попробовал повырезать из ольхи, благо росла она там в изобилии. С тех пор не могу остановиться".

Липовое искусство

Имя Кронида Гоголева широко известно в северной Европе. Особенно его работы ценят в Финляндии, куда он регулярно ездит на семинары, проводит мастер-классы для финских резчиков по дереву. Да, выставки Гоголева чаще увидишь у северных соседей, чем в Москве или Петербурге. В России коллеги-художники долгое время вообще отказывались считать его работы произведениями искусства, презрительно называя его "самодеятельным художником". Даже в Союз художников отказывались принимать. Ведь искусству резчика Гоголев ни у кого не учился. До всего доходил сам. Теперь свои знания художник передает финнам. "У нас нет такой любви к дереву, как у финских соседей. Наверно, поэтому и учеников у меня здесь нет. Это тяжелый труд, а работать у нас никто не хочет. Все хотят получить сразу. Пару месяцев стамеску в руках подержат и уже бегут продавать свои творенья финнам. Не люблю я таких", - сетует художник.

С ольхой художник уже не работает. Режет работы из липы. "У ольхи красивая древесина, но у каждого конкретного дерева разные свойства, и склеить из разных досок однородный планшет практически невозможно. По одной доске нож идет как по маслу, а другая твердая как кость, - поясняет Кронид Александрович. - Липа более благодатный материал. Как-то мне привозили экзотическую древесину из Малайзии. Очень красивый материал, только дорогой".

Только по вдохновению

Небольшие коллекции работ Гоголева есть у Путина, Ельцина и Патриарха всея Руси Алексия II. Обычно он их дарит, когда высокие гости заглядывают к нему в музей по пути на Валаам.

Любую самую тонкую "работу" мастер может сделать всего тремя инструментами: ножом, стамеской и специальным резцом - "косячком". Только тогда на ее создание уйдут не месяцы, а годы. На самом деле в арсенале художника десятки стамесок, ножей и косячков любых размеров. И еще четвертый самый главный инструмент - вдохновение. Под заказ художник работать не любит. Душа не лежит. Как-то бывший управделами президента Павел Бородин заказал ему вырезать панно специально для президентской столовой в Шуйской Чупе. Но сколько Кронид Александрович ни мучился над образом, работа не шла. Так и не успел к назначенному сроку. Потом Ельцин ушел в отставку, и о заказе забыли. Вот тут и пришло вдохновение. "Зато теперь ее может увидеть любой посетитель музея", - улыбается Кронид Александрович.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах