В середине XIX столетия среди российских фотографов была очень популярна техника под названием «амбротипия», что в переводе с греческого языка означает «вечный снимок». Благодаря этой технологии изображение проявляется не на бумаге, а на стеклянной пластине и остается на ней навсегда. Знатные люди того времени стремились заказать себе амбротип со своим портретом, чтобы на века оставить в истории свой визуальный след. По мнению современного петербургского фотографа Андрея Шерстюка, амбротипы имеют особенный выразительный язык, который любой другой снимок передать не может. Чтобы доказать это, Андрей достал старинный фотоаппарат с объективом той эпохи и сделал более 150 портретов разных людей в технике амбротипии.
Дух прошлых столетий
Петербургский фотограф Андрей Шерстюк был уже опытным мастером своего дела, когда 5 лет назад узнал о существовании старинной техники «амбротипия». Андрей случайно наткнулся на снимки, выполненные в этой технологии, и заинтересовался ей сам. Шерстюк начал изучать литературу и архивные документы, и оказалось, что амбротипы – это изображения на стеклянных пластинах с серебряным напылением. Объектив большого форматного фотоаппарата в течение нескольких секунд просвечивает изображение, и оно останется на стекле не просто надолго, а навсегда. В отличие от современных фотографий на бумаге, амбротип не выцветет и не порвется: изображение всегда будет иметь свой первозданный вид.
Андрей был впечатлён и решил научиться амбротипии самостоятельно. Петербуржец признается: для того, чтобы обрести навыки и начать делать качественные работы, ему пришлось создать не менее сотни амбротипов. Труд не прошел даром: после долгих опытов при взгляде на работы Шерстюка казалось, что они и правда были сделаны в Петербурге XIX века – настолько эти амбротипы содержали в себе дух того времени.
Портреты на стекле
Чтобы поделиться своей находкой с обществом, Андрей решил соединить вместе несопоставимые вещи и сделать серию портретов современников без новомодных приспособлений, используя старинную технику амбротипии. Фотограф создал собственный портрет на стеклянной пластине с серебряным напылением, сделал его цифровую копию и выложил его в социальную сеть, предложив всем желающим присоединиться и принять участие в его проекте. Вероятно, пользователи сети, как и сам Шерстюк когда-то, были поражены выразительностью снимка-амбротипа, и уже скоро набралось более сотни желающих сделать свой портрет на стекле.
Чтобы полностью соответствовать нормам амбротипии, Андрей нашел старинный фотоаппарат и даже чудом уцелевший объектив той эпохи и приступил к работе. Фотограф снимал лица людей крупным планом в Петербурге и Москве. Процесс оказался небыстрым.
«В амбротипии нужно больше трудолюбия и ответственности, чем в другой фотографии, - уверен Андрей. – Это очень кропотливый труд. Иногда работа над одним снимком занимает больше часа». Наконец, больше чем через год, все амбротипы были готовы.
Современные лица в старой технике
Андрей сделал более 150 портретов-амбротипов людей, которых в большинстве своем никогда раньше не встречал. Несмотря на это, фотографу удалось перенести на стеклянную пластину не просто изображение, а характер человека. Шерстюк убежден: этого получилось добиться во многом благодаря технике амбротипии. На стекле – лица людей возрастом от 7 до 86 лет. Это совершенно непохожие друг на друга люди. Среди них – юный актер, сирийская студентка, учителя, врачи и многие другие.
На амбротипах максимально четко изображены именно лица, без лишних деталей: прически, одежда и все, что выходит за пределы плоскости лица, немного размыто. В этом и состоит задумка автора: зритель может вглядеться именно в лица своих современников, такие яркие, выразительные и необычные. Мы не замечаем их в спешке по дороге на работу в метро или в беге по шумному проспекту. Вглядитесь в лица на стеклянны пластинах, и вы поймете, что каждый современник – по своему прекрасен.