Примерное время чтения: 4 минуты
140

Ударим дирижаблями по бездорожью!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 25/09/2002

В наш век высоких технологий и безумных скоростей запуск воздушных шаров, аэростататов и дирижаблей представляется анахронизмом. Ну забавно, ну красиво, не более того. А зря. Питерский изобретатель Володар Бирюлев полагает, что дирижаблестроение - наиболее перспективное направление воздухоплавания.

Дирижабль - это просто

Конструированием дирижаблей Володар Бирюлев занялся в общем-то случайно. В конце 80-х он, тогда сотрудник Государственного оптического института им. Вавилова, участвовал в разработке тепловизора, прибора, который должен был выявлять скрытые лесные пожары. Однако выяснилось, что на самолет прибор не установить -слишком быстро летает. Вертолет - дорог в использовании, да и вибрация мешает работе прибора. Возникла идея дирижабля, и Володар Иванович отправился в Москву, где в Долгопрудном конструкторском бюро в советское время проектировали и строили дирижабли. К сожалению, помочь ему там ничем не смогли, поскольку дирижаблями уже давно не занимались. Но дали несколько ценных советов, снабдили списком литературы и посоветовали сконструировать дирижабль самому, мол, ничего сложного тут нет. Что Володар Иванович и сделал. К сегодняшнему дню им запатентованы три летательных аппарата: дисколет, мотоплан и летвел. От обычных дирижаблей дисколеты Бирюлева отличаются формой и некоторыми техническими ноу-хау. Вместо привычной "сигары" Володар Иванович предлагает использовать форму диска, поэтому дирижабль получается меньше, дешевле, экономичнее и проще в управлении.

Небесные тихоходы

"Возможности использования дирижаблей практически неограничены, - говорит Володар Иванович. - Например, они решат проблему северного завоза. Дисколеты способны круглогодично выполнять грузовые рейсы на расстояния до 14 тысяч километров. Они могут принять на борт от 50 до 300 тонн груза, и при этом, передвигаясь со скоростью до 200 км/ч, потребляют на тысячу километров в 7 раз меньше горючего, чем самолеты, и в 20 раз - чем вертолеты!"

В отличие от классического дирижабля графа Цеппелина, дисколеты Бирюлева при той же грузоподъемности - существенно меньших размеров. "Сегодня дирижаблестроение активно развивается на Западе. В Германии даже налажен их серийный выпуск, - убеждает Володар Иванович. - Но смотрите, немецкий дирижабль CL-160 грузоподъемностью в 160 тонн имеет размеры 260 метров в длину и 82 - в высоту. Это три Исаакиевских собора! Представляете, какая у него парусность? Чуть ветер посильнее, и лететь уже нельзя. А каких размеров эллинг требуется построить для его хранения? В этом отношении дисколет гораздо удобнее".

Военный мотоплан

Мотоплан - это уменьшенный дисколет. Короче - прогулочный 2-7-местный летательный аппарат. По словам Бирюлева, незаменимая вещь для патрулирования лесных массивов. Отключи двигатель и планируй бесшумно: ни один браконьер не ускользнет. Можно использовать мотоплан и для перемещения vip-персон по городу. Взлетает правительственный кортеж, и никаких пробок на дорогах!

Летвел - маленький дирижаблик без мотора. Приводится в движение мышечным усилием. Эдакий летающий велосипед. Чем не новый вид спорта?

"Кстати, американцы используют дирижабли для патрулирования границы с Мексикой, - говорит Володар Иванович. - Можно их применить и в Чечне. Зависнет аппарат над блокпостом на высоте метров в 700, чтоб из автомата не сбили, и данные о любых перемещениях по земле в радиусе 40 километров будут у военных в руках".

Будущее - за дирижаблями

Володар Бирюлев - не единственный энтузиаст дирижаблестроения в России. В начале девяностых сходный с бирюлевским проект разрабатывался в Московском авиационном институте. Опытный образец "летающей тарелки", так называемый термоплан, даже построили на Ульяновском авиационном заводе. Говорят, на испытаниях присутствовал курировавший проект Виктор Черномырдин. Однако до ума термоплан так и не довели. Потом прекратилось финансирование, и проект "умер". Сегодня попытки конструирования классического дирижабля предпринимаются под эгидой Российского воздухоплавательного общества.

"Нам бы объединить усилия, - мечтает Володар Бирюлев, - найти инвесторов, соединить мои наработки с термопланом, провести испытания, наладить серийное производство..."

Справка "АиФ"

По данным западных экспертов, сегодня мировая потребность в дирижаблях различной грузоподъемности и назначения составляет около 1300 штук. Они могут быть использованы в лесоразработках, при разгрузке судов, монтаже линий электропередач, доставке и монтаже оборудования и частей нефтяных платформ, для геологоразведки и многих других целей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах