В Петербурге начинаются гастроли столичного театра "Сатирикон" под руководством Константина Райкина. 6 и 7 октября в "Октябрьском" - "Шантеклер", в театре Консерватории 8 и 9-го - "Синьор Тодеро хозяин", 11 и 12-го - "Макбетт", 13 и 14-го - "Контрабас". Перед гастролями Райкин на один день специально наведался в Петербург - встретиться с журналистами. С ним приезжала 15-летняя дочь Полина, чтобы - по ее словам - хоть один день побыть с папой. Дома, в Москве, это редко получается: "Папа живет на даче и оттуда ездит в театр, а я живу в Москве".
"Хищный глазомер"
- Константин, у вас есть родные в Петербурге?
- Да, сестра папы - тетя Беба. Еще одна родная тетя живет в Лос-Анджелесе. Тетя Беба теперь примерно столько же времени проводит в Москве, сколько и в Петербурге, потому что ее берет к себе моя сестра Катя. Сама Катя продолжает работать в Театре им. Вахтангова, занимается архивом родителей. У нее своя семья, у меня своя, но мы самые родные люди на свете остались, мы очень дружим.
- У вас есть петербургская квартира?
- Ничего нет, я тут останавливаюсь в гостинице. Несколько лет назад сходил в дом рядом с "Октябрьским", где мы когда-то - 45-46 лет назад - жили. Поразительно, но я встретил почти всех старых соседей, они не хотят разъезжаться, какой-то особый коллективизм.
- Став москвичом, вы изменились?
- Противопоставление Москвы и Петербурга - это, по-моему, чушь. Пару раз ходил в Клуб петербуржцев в Москве, который возглавляет Наталья Леонидовна Дементьева (бывший директор Музея истории Петербурга, теперь - зам. министра культуры. - Е. П.), она меня просила быть чуть ли не президентом. Но во всем этом есть какая-то придуманность. Я уже 36 лет живу в Москве, там прошли студенческие годы. Эти два города для меня совершенно не соревнуются: кого ты больше любишь - папу или маму, что за глупость! Сюда я приезжаю в гости, но через полдня чувствую себя как дома. Петербург - с его строгостью и продуманностью - тоже часть русской натуры, только гораздо менее стереотипная, чем московская безалаберность и шалавость. Как написано у Мандельштама о Петербурге: "Красота - это не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра".
- Вы связаны с петербургским театром: пригласили поставить "Макбетт" нашего Юрия Бутусова. У вас в "Сатириконе" ведь и Хабенский работал?
- Три месяца. Приехал показываться со своей сокурсницей Олей Родиной, и мы взяли обоих. То, что Костя очень одаренный человек, я сразу понял. Он сыграл в массовке и был назначен на одну из главных ролей, но потом резко ушел. Думаю, он не хотел работать в Москве вообще. А Оля Родина, видимо потому что у нее фамилия такая подходящая, при первых же гастролях осталась в Америке. Мы были там 10 дней, она за это время встретила свою любовь - в магазине познакомилась с американцем. Мы вернулись без Оли, хорошо, что это уже не советские времена. Артистке, которая ввелась на Ольгину роль, я сказал: "Ты пред Родиной в вечном долгу!"
"Что меня включает"
- Как руководителю театра, вам помогает пример отца?
- Его самые большие трудности были связаны со строем, идеологией, начальством. Сейчас эти отношения не так жизненно важны. Но я испытываю несравненно большие трудности именно в руководстве. У отца было 20 человек, а у меня 400, будет больше, наш театр - это завод со своими цехами. Я не могу соперничать с отцом в том, в чем он был гениален, но и он никогда не мог того, что могу я. Мне слабо рядом с ним, но и ему слабо. В репертуаре у нас есть классика, а у папы не было, я преподаю, а он этим не занимался.
- Ваши основные принципы как руководителя?
- Исходить из своего собственного ощущения справедливости и выгоды для дела. Я доверяю себе. Если сам себе говорю, что не прав, нахожу мужество извиниться перед людьми. Практически всегда.
- Как выживаете, театр поддерживает правительство Москвы?
- Мы не московские, а федеральные, в этом весь ужас. Из бюджета деньги получаем не вовремя и не в нужном количестве. При этом наш театр - один из лидеров экономической ситуации, зарабатываем, по-моему, 270 процентов от бюджета, который нам дает государство. Ну зато и работаем без всяких норм, без выходных, играем только те спектакли, которые посещаются аншлагово, другие нам делать невыгодно, у нас очень дорогие билеты. И мы очень интересуемся, насколько спектакли популярны, нужно, чтобы тысячный зал всегда был полон и - за дорого. У нас артисты болеют в десять раз меньше, чем в других театрах, потому что от этого зависит их зарплата.
- Разрешаете им сниматься?
- Я не против, только чтобы не подводили коллектив. И тут артисту надо понимать приоритеты: театр не дает славы, как телевидение, но здесь ты можешь стать мастером. И тогда уж тебя пригласят не пасту рекламировать, а на другие роли, на "другой уровень славы". Самосовершенствование - это очень важно, кино такой возможности не дает. Мне тоже предлагают сниматься, но я не хочу свои "игрушки" менять на другие. И слава мне все менее интересна, вершины, когда меня "все" знали, я уже пережил. Теперь знают не все, да и ладно, есть вещи поважнее. Например, театр.
- Нагрузочка у вас солидная. Что делаете, чтобы быть в форме?
- Я спортсмен, в прошлом кандидат в мастера по легкой атлетике, много танцевал. Что является подпиткой? Думаю, что это любовь. Я очень люблю своим делом заниматься. Человек, который нелюбимым делом занимается, он - даже если у него темперамент есть природный - все равно квелый. А любовь человека "включает".
- А как вы "выключаетесь", отдыхаете?
- Наша семья любит вдруг на пару недель сорваться куда-то на другой конец планеты, где ничего о Москве не напоминает. Вот были сейчас с Полей на Мадейре. Но: оказалось, что отель, где мы жили, - любимый отель Михаила Швыдкого. Я к министру хорошо отношусь, но в связи с ним вспомнились все мои дела.
- Вашу актерскую династию - супруга ведь тоже актриса- Полина не намерена продолжать?
- Для меня это не имеет никакого значения. То есть, конечно, волнует, но это уже не моя пьеса, а Полинина.