"Человек с ограниченными возможностями" - политкорректное выражение, замена жесткому слову "инвалид". Возможности, ограниченные болезнью, несчастным случаем... Ребенок-инвалид - горе и мучительная боль родителей, любящих свое дитя, несмотря на его тяжкий недуг. Уже много лет студенты и преподаватели кафедры гидрореабилитации Академии физической культуры имени Лесгафта дарят надежду отчаявшимся родителям, помогают преодолеть болезнь детям, открывают перед ними новые возможности.
Обыкновенное чудо
В девять лет мальчик после нескольких занятий в бассейне академии произнес первое в жизни слово. В десять лет девочка сделала первые робкие шаги по земле. В двенадцать лет мальчик, пройдя курс гидрореабилитации, смог самостоятельно держать в руках ложку. Эти маленькие победы над страшными недугами - гордость сотрудников кафедры. За десять лет через их чуткие и добрые руки прошло около полутора тысяч детей-инвалидов. Детский церебральный паралич, аутизм, олигофрения, гидроцефалия, микроцефалия, гемофилия... Вот далеко не полный перечень страшных диагнозов, с которыми родители приводят детей на курсы гидрореабилитации.
Десятиклассник вытащил из озера двух тонущих ребятишек. Что здесь удивительного, спросите вы? Ничего, кроме того, что школьник этот - "человек с ограниченными возможностями". Эпилептик, которому официальная медицина и близко запрещала подходить к воде, но которого научили плавать в академии имени Лесгафта. Парня наградили грамотой "За спасение утопающих". Сегодня ее копия висит на кафедре гидрореабилитации. Для тренера, который с ним работал, это высшее признание профессионального мастерства - весомее, чем блеск олимпийского золота.
Доброе сердце
"Мы не вдаемся в медицинские аспекты, - говорит заведующий кафедрой, доктор педагогических наук Дмитрий Мосунов. - Этим занимаются врачи, которые направляют к нам детей. Нас больше волнует педагогическая сторона проблемы. Поэтому работа с детьми-инвалидами входит в обязательную практику для студентов академии. На первых занятиях у первокурсников буквально колени от страха дрожат. Они ведь и здорового ребенка никогда еще в руках не держали. Но я им объясняю: ваша первая и главная задача - не испугать своего подопечного. Заставить его полюбить воду и себя, чтобы в следующий раз он пришел заниматься именно к вам. А потом терпение, терпение, терпение и еще доброе сердце. Потому что оздоравливающий эффект дает не только вода, но и тесный контакт тренера и его подопечного во время индивидуального занятия. С одним мальчиком-аутистом я, наверное, полгода ходил по краю бассейна. Мы просто разговаривали. А потом выяснилось, что у него нормализовался сон.
Удивительная вещь, но с тех пор как в наш бассейн стали ходить инвалиды, даже обслуживающий персонал, и посетители стали как-то добрее. А многие студенты прикипают к этой работе, и после обязательной практики остаются на кафедре на общественных началах. Некоторые приходят к нам даже после выпуска, выкраивают время в плотном рабочем графике и просят дать им самого трудного ребенка. Для души. Ведь когда видишь, как у тебя на глазах меняется ребенок, получаешь огромное удовольствие. Ради этого стоит жить".
Вода с водой договариваются
На вопрос, почему вода лечит, однозначного ответа нет. Но у Дмитрия Мосунова есть своя гипотеза. На кафедре ее называют "эффектом тройного отражения". В двух словах он заключается в следующем. Человек на 60-70% состоит из воды. И все наши водосодержащие системы и органы имеют свои амплитудо-частотные характеристики электромагнитного излучения. В воздушной среде это излучение быстро затухает. Другое дело вода. Здесь происходит отражение излучений от "прилипшего" к телу слоя воды, от ее поверхности, и их взаимодействие с водными вихревыми потоками. Частота излучения человека резонирует с окружающим пространством, и организм получает ответную реакцию. Образно говоря, вода с водой "договариваются". "Мы ведь не лечим, не учим детей-инвалидов ни ходить, ни ложку в руках держать - говорит Дмитрий Федорович, - мы просто учим их плавать. Но при этом с ними происходят удивительные вещи. У мальчика, больного гемофилией, после трех месяцев занятий снизилась частота кровотечений. До курса они случались почти каждый день, а теперь два раза в месяц. Дети с ДЦП начинают ходить, у детей с миопатией появляется мышечный корсет, аутисты постепенно включаются в социум". В бассейн на уроки обучения и воспитания детей-инвалидов в водной среде привозят и четырехмесячных младенцев и семнадцатилетних подростков, но как утверждают специалисты кафедры, чем ребенок раньше ребенок попадет в их руки, тем ощутимей будет эффект.
Гидрореабилитация России
Девять лет назад на базе кафедры гидрореабилитации было создано общественное объединение инвалидов "Плавин". В 2000 году в Мадриде "Плавин" был награжден серебряной медалью "За профессионализм". Правда, получить награду не удалось. В то время на поездку в Мадрид у Академии физической культуры не нашлось денег. Однако международное признание и открытие "эффекта тройного отражения" сделали свое дело. От Комитета по физической культуре и спорту Российской Федерации поступил госзаказ на разработку специальной программы "Оздоровление и гидрореабилитация населения России". Впрочем, это дело отдаленного будущего. А сегодня на кафедре мечтают открыть гидрореабилитационный центр с несколькими небольшими бассейнами, с ваннами для работы с грудными детьми. Ведь для разных заболеваний рекомендована разная температура воды. А в общем бассейне такие индивидуальные условия не создать. Руководство академии вроде обещало помочь.