Оставим за скобками так волнующий родителей вопрос денег. За элитарное образование детей приходится платить, легально или нелегально. Но на пороге ожидаемой со дня на день реформы образования всех волнует и такой вопрос: соответствуют ли громкие названия сути?
Гимназисты в малиновых пиджаках
Гимназии (от греческого слова, обозначающего помещение для гимнастических упражнений) возникли в Германии в XVI веке. В России первая академическая гимназия появилась в Санкт-Петербурге в 1726 году. Именно это учебное заведение позднее возглавил Михаил Ломоносов. В начале XIX века в каждом губернском городе уже открыты мужские гимназии (8 лет обучения), а в 60-е годы - женские (7 лет обучения). Общее среднее образование давали и военные гимназии.
Кроме того, в 60-х годах возникли и реальные гимназии, но вскоре были преобразованы в реальные училища. Так что гимназия, просуществовавшая до 1917 года, все-таки ассоциируется с классическим образованием гуманитарной направленности с изучением греческого и латинского языков.
Надо отметить, что до сих пор у нас нет утвержденного правительством положения о гимназиях и лицеях. Нет нормативных документов и четких требований. На волне перестройки можно было все. Можно было объявить себя гимназией на том основании, что школа - с углубленным изучением английского языка. Потребовать от родителей энную сумму на шитье малиновых пиджаков (вот она, мода 90-х!) и ввести ряд самых разнообразных предметов, от которых школьное ежедневное расписание распухало до 7 часов, а суббота приказала долго жить. Ну и в аттестате появились такие предметы, как "этикет", "латинский язык", "теория перевода" и т.п. Знание английского от этого не улучшилось, не говоря уж о законе Ома. "Не до того им", как сказала мне одна директриса обычной школы.
Конечно, появились и замечательные гимназии, но школы эти, надо отметить, существовали всегда. Просто назывались иначе. Кстати, с названиями у нас всегда были проблемы. Лично я обучалась в школе "с углубленным изучением предметов на английском языке", хотя никаких таких предметов в расписании не было. И язык, кстати, до сих пор дети знают, как правило, один, а второй (и даже третий) придуманы, по-видимому, для получения заветного звания. Ведь это дает существенную прибавку к учительской зарплате!
Царскосельский вариант?
Мы говорим: "Лицей" - подразумеваем "Пушкин". Хотя история лицеев не ограничивается Царским Селом. Основателем ликея - школы философов Древней Греции был Аристотель. Потом лицеи появились во Франции, где иезуиты давали весьма элитарное образование.
Доктор педагогических наук Вадим Кричевский на состоявшейся недавно конференции, посвященной лицеям, рассказывал об особенностях французского лицейского расписания: уже после 4-го класса можно было выбирать предметы, а после 6-го выбрать одну науку и в ней совершенствоваться.
Лицеи в России появились в XIX веке, но тут не Санкт-Петербург оказался первым, а Одесса. И, наконец, Царское Село - совершенно особое учебное заведение, где пытались воспитать юношей "для важнейших частей службы государевой", а воспитали поэтов, музыкантов, политических деятелей и тех, кто выступил против государя в 1825 году.
Расписание отличалось разнообразием и огромной насыщенностью: 70 часов в неделю - 12 часов в день! То, что кажется невозможным для сегодняшних школьников, тогда было вполне реально. Почему? Наверное, потому что здоровый спартанский режим еще никому не вредил.
Успех педагогического эксперимента в Царском Селе объяснялся и тщательным подбором преподавателей, которые обладали как широкими знаниями, так и гражданской позицией. В общем, не удивляет факт, что в то время лицей совмещал и среднее, и высшее образование.
Конечно, назвать учебное заведение лицеем в 90-х годах нашего века было смелым решением. Тем более что родители окончательно запутались, так как лицеями вскоре стали именоваться и элитарные общеобразовательные школы (в основном физико-математического и естественнонаучного профиля, такие как 239-я школа, Аничков лицей, Лицей при Физико-техническом институте им. Иоффе), и школы начального профессионального образования.
Первые отличаются от гимназий прежде всего ярко выраженной специализацией, как правило, в научно-технической области. Именно эти лицеи поставляют победителей физических, математических и химических олимпиад. Хотя, как считают представители Комитета по образованию, сегодня налицо смешение жанров. И очень часто выпускники гимназий показывают высокие результаты по математике. Опыт показывает, что очень узко специализированная лицейская программа не всегда эффективна: мало кто определяется с выбором будущего в 15 лет. Не лучше ли, говорят специалисты, делить программу на обязательный минимум, а остальные предметы (большую часть) давать по выбору? Наверное, к этому лицеи и придут в конце концов.
Что касается профессионального обучения, то этим школам, на мой взгляд, стоило бы придумать другое название: чем плохо, например, реальное училище? Но к элитарному образованию это отношения уже не имеет. Тут другие задачи - дать общее образование и профессию в одном флаконе.
И все-таки, стоит ли называть гимназическое или лицейское образование элитарным? Те же учителя за весьма скромную зарплату дают детям среднее образование. Иногда делая упор на те или иные предметы, что, кстати, не всегда правомерно. Психологи, например, отмечают последствия перегрузок: повышенный уровень тревоги и разнообразных фобий (страхов). А преподаватели вузов видят несбалансированность в программах: огромное число часов уделяется, скажем, биологии, а физика вдруг оказывается в загоне...
И... деньги, деньги, деньги, которые платят родители.