Робин Гуд на полставки
Чем же знаменит герр Тюссен? В мировой прессе его часто называют "детективом по искусству". Он же предпочитает представляться как "розыскник исторических произведений", полагая, что выступает в роли этакого Робина Гуда. У многих великих художников, чьи картины составляют славу музеев мира, есть родственники. Им-то и решил помочь герр Тюссен "вернуть награбленное". Ради благородной цели много лет назад основал в Кельне контору - "Исследования в области искусства и проекты". Но в начале 2000 года его уже нельзя было там застать. Клемент Тюссен, жаловавшийся самым близким друзьям, что боится "русской мафии", бежал с семьей в одну из стран Средиземного моря (страх перед мафиози, заметим, не помешал ему приехать в "криминальную столицу" России - Петербург). Клемент Тюссен по-прежнему занимается расследованием похищений и исчезновений картин. В Новом Скотленд-Ярде хранится дело о картине "Делкакомани" знаменитого сюрреалиста Рене Магритта, похищенной 13 августа 1979 года из брюссельской квартиры коллекционера Хайма Перельмана. Более десяти лет о картине не было слышно, пока летом 1991 года наследникам Перельмана не предложил свои услуги тогдашний адвокат Тюссена. Он сделал сенсационное сообщение: его клиент (т. е. Клемент Тюссен) нашел картину у одного коллекционера в Калифорнии и может выкупить ее. Казалось бы, хеппи-энд, но: Клемент Тюссен потребовал, чтобы "после продажи картины из выручки ему лично было выплачено 50 процентов". Заметим, что картина оценивалась в 3-4 млн долларов. Дочери Перельмана Ноэми Матисс-Перельман сделка не понравилась. Тогда представитель Тюссена намекнул, что картина может быть утеряна навсегда. Полиция, куда обратилась наследница, посоветовала ей согласиться с требованиями и подписать договор, согласно которому картину можно продать в Лондоне на аукционе "Сотби". Компания "Тюссен и Ко" имела в этом случае право на 50 процентов выручки. Тем временем детектив сержант Дэвид Рассел установил контакт с "Сотби". Они разработали план, согласно которому картина Магритта должна быть привезена в Лондон, где ее конфискуют как украденное произведение. Так и случилось. Вместо крупной денежной суммы герр Тюссен заработал крупные неприятности с полицией. Но не свернул с избранного пути.
Бедные родственники!
В архиве Гарвардского университета он наткнулся на "золотую жилу" -обширный материал о картинах Казимира Малевича, находившихся в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА) и в бостонской галерее Буша-Райзингера. Как они туда попали? В 1927 году Малевич участвовал в выставке в Германии и после ее закрытия оставил там все картины. Нетрудно догадаться, почему. Чего стоит начало оставленной им своему немецкому другу распорядительной записки: "В случае смерти моей или тюремного безвинного заключения:" Но когда в Германии власть перешла к фашистам, Александр Дорнер, директор музея в Ганновере, спрятал произведения, объявленные нацистами "дегенеративными", а затем сумел вывезти в США, где передал на временное хранение в МоМА и "Буш-Райзингер". Он поставил условие, что музеи обязаны выдать их в том случае, если картины будут затребованы законным собственником, который документально подтвердит свои права. Узнав это, Клемент Тюссен начал действовать. Он разыскал в России, Польше, Туркмении, Украине 31 наследника Казимира Малевича. Все они дали ему поручение "затребовать возврат имущества Казимира Малевича, которое в 30-е годы было вывезено в США". Сомнительный документ отказалась подписать только дочь Малевича Уна Казимировна, кстати, единственная, фигурировавшая в собственноручно составленном художником завещании. Но в 1989 году она умерла, и последнее препятствие для коммерческой деятельности Тюссена было устранено. Стоимость всех картин Малевича из двух американских музеев в случае удачного разрешения дела должна быть поделена поровну. То есть одна половина всей суммы - 31 наследнику, другая - Тюссену. Мучительнейшие переговоры с МоМА продолжались в течение семи лет. Многие музейщики до сих пор не понимают, почему МоМА повел себя так пассивно, не довел дело до суда, то есть поддался шантажу. Правда, музей согласился передать наследникам только одну картину Малевича "Супрематическая композиция". За остальные 15 произведений Малевича музей заплатил $5 миллионов. Вместе с результатом аукциона в "Филипс" выручка Клемента Тюссена составила $10 миллионов 250 тысяч. Каждый из 31 наследника получил $330645,16.
Экскурсия без задней мысли?
Сейчас Тюссен намерен предъявить иск амстердамскому Стейделик-музеуму, который обладает второй по величине и значению коллекцией картин Казимира Малевича после России. На этот раз на свою долю наследства претендуют 64 человека.
Зачем Клемент Тюссен приезжал в Русский музей? Заместитель директора ГРМ по научной работе Евгения Петрова утверждает, что почти все произведения Казимира Малевича (а Русский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией) поступили из первых рук: непосредственно от членов семьи художника. Разумеется, все это зафиксировано и подтверждено документально. Возможно, господин Тюссен просто хотел посмотреть выставку? Вел он себя предельно скромно, на пресс-конференции не сказал ни слова и под любым предлогом избегал интервью. Боится "русской мафии"? Герр Тюссен переговорил с представителями руководства ГРМ. По его заверениям, он не претендует, чтобы отсудить произведения Малевича. Цель скромнее: добиться, чтобы наследники получали процент от продажи сувенирной продукции, в которой используются мотивы произведений.