Примерное время чтения: 6 минут
114

Лодка, водка, Голливуд. Ветераны-подводники против американских кинокомпаний

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 07/02/2001

"Капитан" Форд и др.

А начиналось все так славно. Прошлой осенью, приватно, но так, что об этом все знали, Москву и Петербург посетили режиссер будущего фильма Кэтрин Бигелоу и звезды кино Лайон Нисон и Харрисон Форд. Им предстоит играть старпома Енина и капитана лодки Затеева соответственно. Американцы встретились с бывшими членами экипажа "К-19". Харрисон Форд активно выяснял, куда открывались люки, прочие технические подробности, изучал чертежи лодки. Лайон Нисон больше интересовался человеческими отношениями. В общем, все было здорово: и выпили вместе, и Форда "капитаном" уже назвали. Гости сказали много хороших слов, особенно Кэтрин Бигелоу. Дескать, есть искреннее желание создать фильм о героизме и мужестве наших моряков. Авторы желали показать "схожесть американцев и русских времен холодной войны и снять такое кино, чтобы, посмотрев его, подводники решили, что снят он русскими".

Наши отвечали, что, мол, верим, только снимите, как оно на самом деле было, и никакой клюквы в духе "Охоты за Красным Октябрем". Удовлетворенные друг другом киношники и ветераны расстались, для того чтобы встретиться 19 февраля, в первый съемочный день. По плану, он должен состояться в Москве на Кузьминском кладбище, где предполагается снимать заключительную сцену в духе "Списка Шиндлера", когда актеры и их прототипы встречаются у могилы погибших подводников "К-19".

Куй блокбастер, пока горячо

Вообще, идея снять фильм о "К-19" родилась на Западе давно, как только ее история перестала быть тайной. Кэтрин Бигелоу, например, подумала об этом еще шесть лет назад. В Москве и Питере появлялись какие-то агенты, которые приезжали к бывшим членам экипажа, и даже кто-то подписал какие-то договоры. Все бы тянулось еще долго, если бы не "Курск". После этой трагедии идея фильма о русских подводниках стала не просто интересной, а еще и очень "вкусной". Параллелей множество, и значит, это актуально и выгодно. Подготовка к фильму пошла гораздо энергичнее. К проекту подключилась студия "Intermedia", была организована компания "К-19 филм продакшн". Нашли декорации - американцы приобрели стоявшую без дела в Петербурге нашу субмарину "Ю-484" и отправили ее во Флориду на ремонт. За большие деньги пригласили звезд: гонорар Форда-Затеева составит 25 миллионов долларов. Общий же бюджет фильма 100-150 миллионов. В общем, дело закрутилось, деньги пошли.

И тут - на тебе, оказалось, что фильм о "К-19" давно собирается снимать некая компания "Drawbridge films". У них и сценарий есть, и договоренности с питерскими ветеранами, и, главное, вроде есть договор с умершим в 1998 году капитаном Затеевым. Отступать конкуренты не намеревались и подали в суд Лос-Анджелеса, оспаривая права на экранизацию событий тридцатилетней давности.

Трагическая клюква

На фоне этих разбирательств и выступили питерские ветераны. Полученный в конце декабря сценарий поверг их в шок. "Этот сценарий вызывает чувство брезгливости", - заявил бывший командир группы дистанционного управления Юрий Ерастов, на чьей вахте и случилась та авария. По версии сценаристов, после того как происходит авария, некий американский эсминец предлагает нашим помощь. Охраняя госсекреты, капитан Затеев от этой помощи отказывается, тогда его старпом поднимает на подлодке вооруженный бунт. Все это идет на фоне бесконечного мата и пьянства на лодке, больше напоминающей корыто, которое в принципе не должно плавать. По мнению непосредственных участников событий, все это полный бред. Никаких эсминцев не было и в помине, бунта, понятное дело, тоже никто не устраивал, а все, что касается морального облика, просто хамство со стороны американцев. В общем, ветераны уверены, что сценарий не годится в принципе. Одновременно петербургские подводники изучали вариант "Drawbridge". Он им понравился куда больше. "Там только по технике надо кое-что подправить, а так в принципе ничего", - заметил еще один бывший член экипажа Виталий Ковальков. В итоге теперь именно эта компания и защищает интересы питерских ветеранов.

Патриотизм и гонорары

Из рассказов подводников картинка вырисовывается такая. Обе соперничающие компании договаривались с бывшими членами экипажа. Потом компания Бигелоу вышла вперед, и вроде дело уже было на мази, но тут воспряли и конкуренты. И теперь подводников перетягивают каждый на свою сторону, используя их искреннее желание, чтобы о них правду рассказали. Со сценариями тоже пока непонятно. "Intermedia" уверяет, что "возмутительный" сценарий - это первая недоработанная версия, и есть новый вариант, который переписан с учетом всех замечаний подводников. В Москве, судя по всему, этому верят. Петербуржцы не верят, и в этом их активно поддерживают представители "Drawbridge", которым, понятное дело, нужно всячески вредить соперникам. Над всем этим витают призрачные доллары гонораров за использование личной истории и работу консультантов. Хотя подводники уверяют, что деньги их интересуют в последнюю очередь. Такой вот клубок из бизнеса и патриотизма. Конечно, писать сценарии к голливудским блокбастерам - не ветеранское дело. И художник имеет право на вымысел, фильм-то не документальный. Посему, в общем-то, сценаристы могут писать как хотят: Вот только жаль, что ни в чем не повинные люди, которые в свое время рисковали жизнью, оказались втянуты в банальную драку за хорошие барыши от свеженькой трагедии "из жизни русских".

P.S. 4 июля 1961 года на первом ядерном ракетоносце "К-19" произошла разгерметизация первого контура ядерного реактора. Системы ликвидации аварии на лодке не было, связь с берегом тоже была потеряна. По оценкам экспертов, все это могло кончиться катастрофой куда страшнее, чем чернобыльская. Только благодаря героизму экипажа взрыв реактора не произошел. Восемь членов экипажа в ходе ремонта получили такую дозу радиации, что погибли уже через неделю. Еще двадцать скончались от лучевой болезни позднее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах