Мшанская из тех, кто составил славу еще ленинградского телевидения. 2 января исполнится 40 лет, как она пришла в здание на Чапыгина: начинала в музыкальной редакции, потом в знаменитом "Горизонте", в объединении "Телефильм". Но мало кому известно, что благодаря телевидению она нашла и семейное счастье - скоро сорок лет совместной жизни с Олегом Басилашвили.
Олег входит в жизнь
- Как музыкальный редактор я подбирала музыку к спектаклям Александра Белинского, - рассказывает Галина Евгеньевна. - А Олег был занят у него в "Кюхле", играл Пущина. Я тогда Олега знала не столько как артиста, а как бывшего мужа Дорониной. После премьеры мы всей группой пошли в ресторан Дома искусств. К двенадцати же часам ночи мне надо было спешить на радио на запись музыки. Олег спрашивает: "Можно вас проводить?" Я очень обрадовалась, потому что одной ночью идти по Невскому и тогда было мало приятно. По дороге Олег все время называл меня Светланой: Как выяснилось, спутал с коллегой, у которой в это время был роман с Товстоноговым. Олег считал, что отбивает пассию у шефа. Он взял мой телефон, но несколько месяцев не звонил, а потом в Новый год поздравил.
...Помню, раз сижу в прямом эфире - а моя музыкальная передача "Молодые на сцене и в зале" транслировалась даже по Интервидению на социалистические страны, и вдруг боковым зрением вижу, что в павильоне появляется Олег. В пальто и кепке решительно направляется ко мне: в кадр! Я пришла в шок. В последнюю минуту Олег заметил, что горит красный огонек, значит, я в эфире.
Как потом выяснилось, накануне к Олегу приехал папа - москвич, но в тот раз прибыл из Грузии с чачей. Позвали они Павла Луспекаева, соседа по лестничной площадке, хорошо так "приняли" и увидели меня по телевизору. Олег сказал: "Я на этой девушке хочу жениться". Они: "Вези ее сюда!" Вот он и отправился. Я даже не помню, поехала в гости или нет, помню только ужас, который пережила.
- У вас не было комплекса, что супругой Олега Валериановича до вас была знаменитость и красавица Доронина?
- Ой, нет. Должна заметить, что тоже была недурна. Когда пришла работать в музыкальную редакцию, режиссер Лев Цуцульковский воскликнул: "Какая хорошенькая девочка!" Насчет знаменитости тоже не удивишь, потому что выросла в семье примадонны Мариинского театра певицы Ольги Мшанской. Мама пришла в театр по приглашению Шаляпина. Отец был известнейшим в Ленинграде адвокатом. О Татьяне Дорониной Олег сделал две программы своего телевизионного цикла "С потолка", очень добрые. Кстати, название "С потолка" я ему придумала.
Не потерять голову
- Вы целыми днями на ТВ, муж в театре, на съемках, как же строите быт?
- У нас дом неорганизованный, нет определенного времени, как в добропорядочных семействах, когда красиво накрывается стол и все садятся обедать. У нас каждый ест, когда хочет. Олег совершенно непритязательный, ест все, что дают, сам может поджарить яичницу или картошку, сварить кашу, ходит в магазины, моет посуду. Я специалист по супам. Дочь Ольга - великолепная хозяйка, все умеет. Младшей Ксении сейчас приходится заниматься бытом, потому что живет самостоятельно - в столице, работает на радио "Эхо Москвы".
- Так ваша семья начинает движение на родину Олега Валериановича?
- И Олег сейчас много времени проводит в Москве. Снялся в главной роли у Шахназарова в картине "Яды, или Всемирный отравитель" - он там в нескольких ипостасях, от Папы Римского 16-го века до современного пенсионера. Только что в Театре Антона Чехова сыграл в спектакле "Цена" с нашим же петербуржцем Анатолием Равиковичем. Ну а в Петербурге кинорежиссер Бортко пригласил в "Мастера и Маргариту" на роль Берлиоза. Мне только не нравится, что герой этот голову теряет...
- Увлечение мужа политикой вы разделяли?
- Да, тогда я ему помогала, мы были романтиками, казалось, можно изменить жизнь. Олег очень в это верил, но мало того что не получил никаких дивидендов - ни моральных, ни материальных, - он потерял здоровье, ему стали приходить анонимные письма, раздаваться телефонные звонки с угрозами. Мне пришлось обратиться в КГБ, и нам поставили аппарат, который определял номер и записывал разговор. Звонки прекратились. Но ведь в нашем подъезде было нападение на Беллу Куркову, которая шла к Олегу подписывать какие-то политические бумаги. Когда я открыла дверь, Белла Алексеевна стояла вся в крови: Ее спасла наша соседка Дуся с первого этажа, которая услышала на лестнице крик, открыла окно и сама стала звать на помощь.
Театральный дом
- У вас дом особый?
- Да, театральный, но мы здесь не так давно, 13 лет. До нас в квартире жил ректор Консерватории Павел Серебряков, потом Олег Борисов. Когда мы с Олегом пришли смотреть - показалось, хоромы! Теперь с ужасом думаю, что нужно делать ремонт, потому что квартира уже напоминает бомжатник (улыбается).
- Новый год будете встречать дома?
- На даче в Репино. Олег строил ее 9 лет, в прошлом году наконец закончил. Надеюсь, что соберемся всей семьей, что приедет Ксюша.
- На протяжении жизни вы, наверное, часто были с мужем врозь. Это на пользу семейной жизни?
- Часто были врозь, даже в отпуске. Впрочем, Олег вообще не отдыхал, летом обычно идут съемки в кино. Он за всю жизнь в санатории был один раз, а я два. Теперь мне жалко, когда мы врозь, потому что годы очень быстро бегут. А с другой стороны, может, хорошо, когда соскучишься.
Нам всегда интересно друг с другом, есть о чем говорить. С годами стали совсем близкими и родными. В семейной, да и вообще в жизни, очень важна доброта. Именно доброта спасет мир.
По-царски
- Вы очень органично смотритесь в "Царской ложе", вам удается разговорить самых скрытных звезд.
- Мариинский театр - родной дом. Я даже считаю, что однажды спела Марфу в "Хованщине" - мама вышла на сцену на восьмом месяце беременности. С трех лет я сидела на спектаклях, в некоторых участвовала, была с театром в эвакуации в Перми, училась три года в хореографическом. Я иду на разговор с артистами без какой-либо особой подготовки: главное - искренность. Первым гостем "Царской ложи" был маэстро Гергиев, у него оказалась легкая рука.
А еще бывает везение - приезжаю на премьеру "Сказок Гофмана" в антракте и вдруг вижу в царской ложе не только постановщицу спектакля Марту Доминго, но и ее знаменитого мужа! Оказывается, он на несколько часов прилетел из Америки в Петербург на собственном самолете да еще привез сына Альваро из Мексики. Альваро продюсирует сериалы, а младший в семье, которого тоже зовут Пласидо, пишет к ним музыку. Отец сериалы обожает! Интервью со звездной семьей я делала в антракте, а в это время за кулисами дочь Ольга брала интервью у артистов. У нас тоже семейный подряд, я надеюсь, что когда-нибудь Ольга заменит меня в передаче. И ее поддержат мои постоянные сотрудники - режиссер Татьяна Андреева, оператор Вячеслав Булаенко, который очень старается, чтобы я выглядела в кадре как можно красивее.