Сорок лет назад по денежной реформе 1961 года была восстановлена в правах советская копейка. С тех пор наша самая мелкая монета (старорежимные полкопейки не в счет) прошла долгий путь и постепенно захирела. Сегодня это невзрачная монетка, светленькая, блестящая и абсолютно невесомая, которую не всегда получается выудить из кошелька - настолько она субтильна. И совершенно неплатежеспособна.
Когда-то на копейку можно было купить кусок хлеба в столовой. Сотрудницы одного из отделов Сбербанка вспоминают, как в голодные студенческие времена покупали на две копейки хлеба, на две копейки горчицы к нему - и были сыты до вечера. Еще припомнили таблетки от кашля из травы термопсиса и питьевой соды - десяток на копейку. Причем помогали эти таблетки со страшной силой, куда там какому-нибудь "фервексу". Сейчас они стоят 2 рубля 30 копеек и их еще не во всякой аптеке найдешь. Копейку стоил и коробок спичек. Еще металлическое перышко оценивалось в копейку - то, что вставлялось в деревянную ручку-палочку. Больше ничего "копеечного" опытные сотрудницы Сбербанка припомнить не смогли.
Поскольку копейка - какой-никакой денежный знак, ее можно воровски подделать. Но, как говорят опытные ОБЭПовцы, подделывать монету мельче 5 рублей получается себе дороже. Даже 50 копеек никто не подделывает. До изготовления фальшивой копейки не додумался ни один идиот - собственно, расходы на изготовление копеек государственными монетными дворами не идут ни в какое сравнение с копеечной прибылью. Вот тысячерублевые купюры подделывать одно удовольствие. Правда, за ними и контроль особый. Но рискнуть охотников много: еще не вышла в обращение новая банкнота, а подделки уже стали вылавливать. Пятисотрублевки тоже замечательно подделывали: умельцы резали на части, скажем, три банковских билета и путем ухищрений, наложений и допечаток на цветном принтере составляли из них пять. Конечно, такую купюру лучше всего совать темной ночью в заштатном магазинчике (и то рискуя получить по морде), однако облапошенные граждане все-таки находились.
Копейка, выглядя жалко на фоне "пятисотки", против тысячерублевой купюры просто микроорганизм. В магазине вам запросто не додадут копейку сдачи - во-первых, ее нет, во-вторых, такая, право, ерунда. На рынке про копейку даже думать нелепо. Однако 1 МРОТ, который, например, является суммой госпошлины в загсе для подающих заявление на вступление в брак, составляет 83 рубля 49 копеек - значит, из окошечка коммунальных платежей Сбербанка вам должны протянуть копейку сдачи. И вкладыш гражданства в паспорт - это целых 3 копейки.
Таким образом, гражданин может накопить некоторое количество неликвидных копеек, которые некуда девать. Кто-то их выбрасывает, кто-то просто не берет мизерную сдачу, а кто-то скаредно складывает в плотно закрывающийся (чтобы ветром не выдуло) кошелек. Мы поинтересовались в Сбербанке - что будет с тем, кто явится туда с мешком копеек и попросит их обменять на рубли? Там пожали плечами, сказали, что такого еще никто нигде не видел, но теоретически Сбербанк не имеет права отказать гражданину. Вот в каком другом банке - пожалуй. Однако в рядовом отделении Сбербанка, где мы инкогнито поинтересовались, можно ли обменять пакет копеек, нам ответили, что никто считать по копейке не будет и нечего отвлекать от работы. "А как же инструкция?" - залепетали мы, памятуя про разговор с головным Сбербанком. За разъяренную кассиршу ответила немаленькая очередь, мы не будем приводить текст.
Выводы неутешительные. Копейка практически никому не нужна. Но отменять копейку никто не собирается - во всяком случае, Центробанк ни о чем таком не заикается. Возможно, не столько из-за острой нужды в ней, сколько из чувства патриотизма, усиленно культивируемого в нашей стране. Мол, кто посмеет поднять руку на русскую монету с изображением Георгия Победоносца. И как тогда быть с пословицей "Копейка рубль бережет"?