Сейчас все добропорядочные граждане декларируют свои доходы. А каковы доходы у представителей криминального мира? Ю. Антипенко
Воры в законе
Если говорить о представителях криминального мира, то начинать следует с так называемых воров в законе. Сегодня вор в законе уже не тот, это не татуированный волк-одиночка, живущий "по понятиям", а скорее респектабельный бизнесмен, владелец баров, казино и ночных клубов. Благодаря удачливости и криминальному "таланту" некоторым удается дорасти до высоких чинов и вкладывать деньги в нефтяные компании, алюминиевые заводы, банки.
По данным МВД, в стране около 300 воров в законе. В Петербурге и области их около 20, включая тех, кто в тюрьме. В основном это люди от 40 до 50 лет, долгожителей среди них мало.
Средний доход вора в законе около $ 2 млн в год.
Попрошайки
Далее следуют попрошайки, хотя и с колоссальным отрывом. Попрошайничество не профессия, а золотое дно. В среднем попрошайки за четыре-шесть часов собирают 700-1000 рублей. Заниматься этим прибыльным делом можно в любом возрасте - с младых ногтей ("Наша мама умерла, подайте на хлебушек") до глубокой старости ("Подайте, люди добрые, не на что мужа похоронить"). В законодательстве нет статьи, позволяющей бороться с попрошайничеством. Да и к чему придраться, если люди добровольно отдают свои деньги "убогому"?
В городе около 15 тысяч (включая "беженцев", "ветеранов-афганцев" и цыган) попрошаек, из них около 3 тысяч - питерцы.
Сразу за попрошайками следует "классика" уголовного мира - воры. Настоящих воров - щипачей, форточников, домушников, майданщиков - осталось очень мало. Не то чтобы охота воровать пропала, просто преступный бизнес стал более разнообразным.
Из "классических" воров остаются карманники. Они могут работать ежедневно. В метро - обычно парами или в одиночку, часто под опекой стражей правопорядка. Что касается наземного транспорта, то излюбленным является маршрут троллейбуса ≤ 10. Предпочитают подвыпивших пассажиров, легкомысленных студенток или иностранцев.
Более серьезные операции - квартирные кражи, ограбления сберкасс и инкассаторов - требуют специальных навыков и знаний по части слесарного искусства, а в последнее время и "высоких технологий". Профессионалы совершают квартирные кражи в среднем раз в квартал. Что касается интересов, то на первом месте валюта, на втором - ювелирные украшения и драгметаллы, на третьем - аудиовидеотехника.
Постоянный доход вора - около $ 1-2 тыс. в месяц. Крупные удачи редки, а риск высок. Классических воров осталось тысяч 60 на страну, многие сидят.
Мошенники
Чрезвычайно разнообразен промысел мошенников: от карточных шулеров экстра-класса до "лохотронщиков", "наперсточников" и "ломщиков" валюты. Статистика мошенничества не ведется - поймать трудно, для этого требуется стечение целого ряда обстоятельств (мошенник допустил промах, жертва заметила обман, поблизости оказался сотрудник милиции). Но, как правило, облапошенные граждане спохватываются, когда обманщика след простыл. Риск, таким образом, сводится практически к нулю. Занимаются этим "бизнесом" в любом возрасте. Но больше всего шансов у респектабельного вида мужчин среднего возраста. Мошенники часто вполне добропорядочные обыватели, при семьях, машинах и дачах.
Точное их число неизвестно, но, судя по числу "кинутых" граждан, цифра приличная. Средний доход среднего питерского мошенника составляет примерно $ 1,5 тыс. в месяц.
Хакеры
Некогда почитаемая и уважаемая профессия "медвежатника" - потрошителя банковских сейфов - уходит в прошлое. Новое поколение - хакеры - люди с высшим образованием, умеющие обращаться со средствами электронной связи. И если в старом Уголовном кодексе слово "компьютер" вообще не упоминалось, то в новом о преступлениях и наказаниях в сфере электронной информации повествует целая глава. Мера наказания - от 2 до 7 лет. МВД, ФСБ и ФАПСИ в срочном порядке принялись готовить кадры для борьбы с преступлениями в области финансовых коммуникаций. Но пока что правоохранительные органы отстают, ущерб от компьютерных взломов исчисляется миллионами долларов. В ближайшие два года ожидается взрыв компьютерных преступлений: деньги могут не просто украсть со счета - конкуренты могут поместить в компьютерную систему вирус, и корпорация за несколько дней окажется банкротом.
Где-то рядом с хакерами идут "пластиковые воры" - специалисты по банковским кредитным картам. Если раньше жулики начинали с попыток получать деньги в банках или расплачиваться в магазинах по краденым карточкам, то теперь они освоили технологию изготовления фальшивых слипов (оттисков с карточек на бухгалтерских бланках). Настоящий "пластиковый" бум начался в 1996 году и продолжается до сих пор. По некоторым данным, в прошлом году в России закончились успехом две с половиной тысячи хищений на общую сумму $ 7 млн. В УК нет статьи, карающей за этот вид преступлений, пластиковых воров судят как обычных воров.