«Каждый четвёртый привлекался к ответственности, сотрудники ведомства совершили 133 преступления, раскрывается только пятая часть краж, доверие населения падает», - так недавно охарактеризовал работу своих подчинённых за прошлый год Сергей УМНОВ, начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Почему же реформы так и не дали особых результатов?
О. Тулеев, Любань
- Рассчитывать, что новый закон может полностью изменить нашу полицию - утопия, - считает Яков Гилинский, д. ю. н., профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ. - Как, например, проходила чистка рядов? Ни для кого не секрет: чтобы быть аттестованным, платили деньги. Причём чем выше должность, тем больше. Поэтому многие взяточники остались, а приличные люди, хорошие специалисты вылетели.
Уволили всех
Елена Данилевич, «АиФ-Петербург»: - «Государство совершает преступление против милиции, когда платит сотрудникам недопустимо низкие 9-13 тысяч рублей», - так вы говорили во время нашей встречи пять лет назад. Сегодня в Петербурге лейтенант после вуза получает 45 тысяч, однако коррупция, взятки, крышевание никуда не делись.
Яков Гилинский: - Материальное положение всего состава существенно выросло, но дело не только в конкретных суммах. Человек, который к этому привык, будет продолжать брать взятки, ведь денег много не бывает. Эксперимент по капитальному ремонту правоохранительной системы проводился в трёх странах - Эстонии, Грузии, Украине. В первых двух получилось, но были уволены 100% «старых» сотрудников и набраны новые. На Украине попытка провалилась, что подтверждают и сегодняшние события. У нас коррупция по-прежнему остаётся большим злом, просто среди полиции, которая особенно близка к населению, это заметно в первую очередь.
- В полиции могут и убить. Даже подростка, как это произошло с 15-летним Никитой Леонтьевым. Парня задержали за кражу сумки, привели в 75-й отдел Невского района, а затем так избили, что он скончался через несколько часов. Этот случай не единичный…
- Два года в пяти регионах мы проводили исследование на тему «пытки в полиции». В наших тюрьмах, колониях, полиции это почти массовое явление. Истоки надо искать в тысячелетнем угнетении народа в России. А когда раб получает власть, он становится жесток и неуправляем. И хотя руководство того же Следственного комитета города часто повторяет, что «неприкасаемых у нас нет», хватают первым делом бомжей, наркоманов, мигрантов, работяг, подростков, как произошло с Никитой Леонтьевым.
Судя по отчётам, главные взяточники у нас - учителя, врачи, инспекторы пожарной охраны. Неслучайно китайцы ещё три тысячи лет назад говорили: украл булавку, отправляешься в тюрьму, государство - становишься монархом.
Полиция или сервис?
- Почему же за рубежом большинство стражей порядка внимательны, взятку не возьмут, а если попробуешь дать - арестуют?
- Там система построена на взаимодействии полиции, добросовестно работающей на налогоплательщиков, и населения, которое в благодарность помогает своим защитникам. Несколько лет назад в Петербурге мы выясняли мнение жителей каждого микрорайона о работе милиции. О результатах я лично докладывал генералу Петухову, тогда возглавлявшему ГУВД города.
Результаты подтвердили: защитники не выполняют своих функций по многим параметрам. Люди жаловались на грубость, долгие сроки расследования. А на вопрос, будете ли вы набирать «02», если окажетесь жертвой преступления, 72% ответили, что не станут. И сейчас генерал Умнов подтвердил: только треть петербуржцев довольны работой его подчинённых, а доверие к ним за прошлый год выросло всего на 1%. Вы, например, знаете своего участкового? Нет? Вот и ответ на вопрос.
- Однако руководители петербургского главка говорят и о том, что число преступлений снижается. В 2013-м в городе произошло 241 убийство. А 10 лет назад - в четыре раза больше. Раскрываемость тоже высокая - 87,8%.
- Преступность в Петербурге и в России в целом действительно снижается. Более того. С начала века её уровень падает во всём мире, кроме стран Латинской Америки. Причин несколько, позволю высказать свою точку зрения. Основная масса зарегистрированных правонарушений - это так называемые «уличные преступления». Грабежи, кражи, разбои. Кто их основные участники? Подростки и молодёжь. А сегодня дни и ночи они проводят в Интернете. Там молодые люди устраивают «стрелялки», встречаются, любят, убивают… Потребность в самоутверждении, так присущая поколению Next, из подвалов и подворотен ушла в виртуальный мир. Соответственно, изменилась и структура правонарушений.
- Но в ответ набирают силу преступления, связанные с интеллектом, современными средствами связи.
- Каждый год бываю на международных криминологических конференциях, и в 2012-м в Бильбао работала специальная секция - «преступность падает». Помимо Всемирной паутины там говорилось и о повышенной секьюритизации, когда современные технологии позволяют усилить защиту граждан. Правда, поднимает голову киберпреступность, когда обворовываются банки, опустошаются счета целых компаний, выстраиваются сложные экономические цепочки.
В Петербурге, например, популярно мошенничество, связанное с возвращением НДС. В 2013-м зафиксировано 106 таких случаев. Кстати, по этому делу привлекался и один из экс-ревизоров ГУ МВД города и области. Офицер подозревается во взятке в 40 млн руб. Так он оценил свои услуги в махинациях с налогами. На днях вынесен приговор - 8 лет колонии строгого режима. Сегодня такие схемы научились «распутывать», а сейчас даже судят группу в 9 человек, причём 3 - сотрудники налоговой инспекции.
Палочная система
- Я - категорический противник смертной казни. Если общество борется с убийствами, как оно само может лишать жизни? Давно отмечено: после применения смертной казни сразу увеличивается число преступлений, за которые она предусмотрена, - и наоборот. Неслучайно в большинстве государств эта карательная мера отменена.
По этой причине я не считаю США цивилизованной страной, о чём прямо говорю своим зарубежным коллегам. А вот ношение оружия в целом одобряю. И когда противники говорят, что за океаном расстреливают прохожих, надо помнить, что убивают везде, дело в масштабах. В США убийств в 2,5 раза меньше, чем у нас. В Японии регистрируется 0,3 убийства на 100 тыс. населения, в Европе - около 1. У нас - 10, а было 23%.
- Преступники располагают новейшим оборудованием, а есть ли такие же средства у городской полиции?
- Передовая техника приходит, хотя и с опозданием. Но главное, как она используется. У нас сотрудники к этому не привыкли. Лучше выбить показания, чем думать, искать нестандартные решения. Конечно, есть круг специалистов, работающих по-новому, но их мало. Тем более что «палочная» система раскрываемости осталась. Душит и безумное количество отчётов. Как-то ко мне пришёл заочник и, стоя, начал заполнять бумаги. «Да вы садитесь. - На работе насижусь. - А кем работаете? - Инспектором уголовного розыска. - Таковы должны бегать, ловить преступников! - Это раньше бегали, а теперь бумажки пишем. Бюрократия всех задавила». Конечно, грамотных, самоотверженных людей в полиции немало, многое меняется, но всё это тонет в системе. И пока она остаётся прежней, навести порядок в городе будет сложно.