Примерное время чтения: 8 минут
118

Менты с Луны нам не помогут

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 02/05/2001

Вениамин Григорьевич Петухов уже более полутора лет - а именно с 25 ноября 1999 года - возглавляет ГУВД, что по питерским меркам является своеобразным рекордом.

Разговор, который растянулся почти на три часа, не один раз переходил на: политику. По мнению генерала, без нее сегодня невозможно превратить правоохранительные органы в эффективный и достойный инструмент защиты покоя наших граждан.

- ГУВД это 70 тысяч сотрудников и десяток подразделений. Не слишком ли громоздкая структура?

- Нет-нет, такова специфика. Даже царская полиция строилась примерно по этим же принципам: есть криминальная милиция - сыск и следствие, а есть милиция общественной безопасности - участковые, дорожная инспекция и другие. Но жизнь подталкивает нас к созданию новых служб. Например, отделы по преступлениям в сфере "высоких технологий" или по заказным убийствам. Раз последние связаны с коммерцией - пришлось обзаводиться своими экономистами. И так далее.

С другой стороны, я не приветствую идею федеральных криминальных комитетов. Планируется, что они будут носить статус окружных и подчиняться МВД. Мне кажется, это растаскивание личного состава. Потому что задачу по обеспечению охраны порядка и борьбе с преступностью с нас все равно никто не снимет, но я буду должен передать в комитет часть своих сотрудников. Я ничего от этого не выигрываю!

- А что с предложением разделить ГУВД надвое - между Петербургом и Ленинградской областью? Его вносят с завидной регулярностью:

- Город и область - один мегаполис. С едиными экономическими и социальными границами. Как развивалась наша промышленность? Было головное предприятие и масса тех, что работали на него в областных районах. А миграция населения - вспомните, как в свое время формировалась демография в регионах? Тот самый "101-й километр". Людей выселяли из города, но связей своих они никогда не теряли. Да даже сельское хозяйство, и то развивалось с помощью и при поддержке города.

- Вениамин Григорьевич, деликатный вопрос, если не хотите, не отвечайте. Ваше мнение о министре внутренних дел, кресло которого сегодня занял не профессионал, а политик.

- Абсолютно не боюсь этой темы. Считаю, что на данном этапе все правильно. Мы находимся в критическом положении, все Министерство внутренних дел в крайне критическом положении. Может быть, даже на стадии развала. Сегодня можно говорить о милиции все, что угодно: можно ругать, можно пинать. Но что толку? Милиция - своеобразный слепок с общества, причем она не изолирована от него, как, скажем, армия. Если мы сейчас вдруг где-нибудь на Луне найдем каких-нибудь незапятнанных, честных и чистых людей и укомплектуем ими нашу милицию, что будет через месяц?

Когда в 1985 году впервые появился девиз "Разрешено все, что не запрещено", что сделали в первую очередь? Разворовали то, "что разрешено". Показалось мало. А как разворовать то, "что запрещено"? Создать проблемы тем, кто запрещает. Сначала КГБ попал в опалу, затем МВД, армия. Наивно предполагать, что теневая экономика появилась лишь с перестройкой. Теневой капитал был и в советские времена, но в 85-м появилась возможность вложить его в дело, а также проблемы, как его извлечь, не вступив в противоречие с законом. Тот капитал, между прочим, до сих пор вертится, а мы начали пожинать стрельбу и разборки.

Как только государственная позиция была высказана - а она была высказана, на экранах появились соответствующие кинофильмы. Затем устроили операцию "Чистые руки", где вместе с руками вымыли и множество профессионалов.

И в результате такой государственной политики на чем я буду сегодня воспитывать своих людей? Когда у всех в сознании сидит - милиция погрязла во всех тяжких. Ведь до чего доходит: пришел ко мне выпускник морского училища, его приписали на корабль, который незадолго до этого расформировали. Я обрадовался - нам люди нужны, и стал расписывать про романтику сыскного дела. Как-никак, сам 18 лет в сыщиках проработал. А он: "Вы чего, меня в милицию зовете? Нет, я не пойду, потому что она сплошь коррумпирована. Я лучше пойду в таможню:"

- Но сегодня благодаря другим фильмам - "Улицам:", "Турецким", "Каменским", "Агентам безопасности" - слово "мент" больше не ругательное.

- Да я сам мент - и всегда так считал. И даже гордился этим. Было очень обидно, когда некоторые с чего-то вдруг начали о "милиционерах" и о "ментах" с трибун громко рассуждать. Это еще до сериалов было, хотя если честно говорить, в них сегодня показывают не очень хороших оперативников. Слишком уж часто действуют из принципа целесообразности - помните жегловское "Вор должен сидеть в тюрьме"? Но это - не жегловы. В милиции есть настоящие профессионалы: несмотря ни на что, ни на какие зарплаты, срываются на место происшествия, держат настоящий бой с бандитами. Я знаю таких, и их много.

- Если так рассуждать, проблема уходит в бесконечность: милиционер плох потому, что государство бедно. Экономика не позволяет платить ему достойные деньги. Оттого он такой, как все остальные вокруг, и чего же вы от нас хотите?.. Где этот круг можно разорвать? И кто это сделает?

- А я думаю, что все мы вместе. Здесь не может быть однобокого решения. Я не могу это сделать в одиночку.

- Так, значит, будет реформа? Насколько скоро и в чем?

- Будет. Она даже уже идет: сегодня многие вопросы под иным углом зрения начинают рассматриваться. Например, появилось понимание того, что ситуация, которая сложилась у нас в Петербурге, это проблемы всей страны. А об остальном говорить пока рано.

- Самая главная проблема для Петербурга - наркотики?

- Да. Это общероссийская проблема, но у нас положение крайне тяжелое. В свое время существовал балканский коридор, через который Азия гоняла наркотики на Запад. Теперь там стало опасно, война, и более спокойным выбрали путь через наш регион. Наркотики здесь оседают, и это первая часть проблемы. Вторая часть - изменение в законодательной базе. Сегодня у нас не сажают за употребление и вырос спрос. Спрос рождает предложение. (Кстати, то же самое касается и, например, краж цветных металлов.) На многих международных встречах мы предлагали американцам, которые не раз высказывали готовность финансировать создание барьера наркотрафику: давайте поставим заслон на среднеазиатском рубеже. Они говорят - нет, давайте на западном. Мне представляется, что это тоже элементы политики, проблема наркотиков была в некотором роде нам экспортирована. Здесь крутятся большие деньги, за которые идет война. За прошлый год мы изъяли более 2,5 тонны различных сильнодействующих препаратов. Закрыли 14 подпольных лабораторий. Наркоман - больной человек. Но ведь за наркоманами и весь спектр тяжких преступлений. Знаете, как раньше было? Мы знали всех наркоманов. Мы их периодически сажали, ставили на учет, отправляли на принудительное лечение, отпускали, потом снова ловили. И проблемы c наркотиками не было. Теперь же есть понятие "немедицинское употребление" наркотиков, хотя раньше в Уголовном кодексе это звучало несколько иначе.

С наркотиками действительно страшно. Когда мы называем какие-то цифры, то говорим лишь о зарегистрированных случаях, а наркомания - настоящий айсберг. Считается, что реальные цифры в 20 раз больше.

Я не сторонник тюремного решения этой проблемы, особенно что касается малолеток. Каждого шантрапенка нужно тащить до последней возможности, нужны детские клубы, досуг, а значит, опять - государственная политика.

- По весне у метро снова появились "лохотронщики". Подобное очень сильно бьет по имиджу милиции.

- Согласен, потому каждое утро спрашиваю: сколько было заявок по "лохотронам", сколько раз выезжали и кого задержали. Да, я тоже часто слышу, что где-то патрульный милиционер чуть ли не обнимается с мошенниками, "дела перетирает". Но по радио и в газетах сотни раз говорили: не отдавайте деньги мошенникам, а граждане все равно пытаются себя обмануть. Когда вляпаются, начинают кричать - виноват вон тот милиционер, в серой форме. Скажу следующее. Почти всегда мы сперва посылаем сотрудников наших оперативных служб - проверить некоторых коллег. И если что - принимаем меры.

Хотите историю? Подходит однажды постовой к "лохотронщику" и пытается прогнать с точки. А тот ему: "Чего прицепился, вот у меня лицензия". Действительно, у него в руке разрешение на организацию и проведение игры под названием "Три Пятерочки". Я потом специально снял с нее ксерокопию и отнес губернатору. Пусть он разберется с теми, кто такие лицензии выдает.

- В некоторых городах и странах ввели следующую практику - если в ночном клубе или на молодежной дискотеке кого-то застукают с наркотиками, вся полнота ответственности ложится на хозяина заведения. Вы можете издать такой же приказ?

- О, замечательная мера, ее можно было бы у нас ввести! Но распорядиться насчет этого не в моей власти. Может быть, кто-то из отцов города возьмет на себя такую смелость - с нашей помощью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах