Несмотря на майские заморозки, с которых началась нынешняя неделя, новости последних двух дней напоминали отчет о ходе уборочной страды. В роли хлеборобов - личный состав ГУВД, а в качестве "уборочного материала" - 20 беглецов, которые рано утром в понедельник самовольно покинули Гатчинский и Волосовский изоляторы временного содержания.
Примерно в 4 часа утра из ИВС Гатчинского ОВД сбежали 14 обитателей камеры N 5. Накануне вечером в ней находилось 29 постояльцев (хотя номинально она рассчитана на 12 человек). На счастье беглецов, кирпичная кладка бывшего Гатчинского полицейского управления, построенного в 1868 году, держалась не на бетоне, а на известковом растворе. Кирпич сохранил на себе следы столовых ложек и обломков от металлических шконок. Спустя полтора часа в соседнем Волосовском административном районе 6 человек решили оставить местный ИВС, при этом выломали одну из оконных решеток. В обоих случаях, которые уже названы случайным совпадением (по неподтвержденным данным, ранее в Гатчину и Волосово для следственных экспериментов были доставлены заключенные из "Крестов"), обошлось без нападений на охрану. Никто не пострадал.
Для розыска "удалившихся" были собраны значительные силы и несколько совещаний. Виновных так и не назвали (видимо, пока), вместо этого уже ко вчерашнему утру 13 беглецов были возвращены в руки правоохранительных органов. Включая Ивана Петрова, который сам пришел в милицию города Коммунар. Ему обещано снисхождение.
Такой массовый побег - событие выдающееся, хотя оценить его с точки зрения статистики сложно. Дело в том, что ИВС - не тюрьма или колония. (Кстати, поначалу, с чьей-то легкой руки, прошло сообщение о побеге "из двух колоний Ленинградской области".) ИВС есть при каждом РУВД, и сюда может попасть любой гражданин по подозрению в совершении преступления: без санкции прокурора и в соответствии с действующим УПК не более чем на 72 часа (хотя по Конституции - только на двое суток).
Что же касается побегов из мест заключений, то в нынешнем году был только один - из колонии-поселения рядом с п. Княжево все в том же Волосовском районе. В 2000 году на территории Петербурга и Ленобласти было совершено 5 побегов, в 1999 - нет данных, в 1998 - 3, в 1997 - 4, в 1996 - 7 побегов. Во всех случаях беглецов каждый раз ловили и возвращали назад.
Вообще же, самым "побегоопасным" временем является конец весны - начало лета. Пойманным беглецам грозит "довесок" в виде 313-й статьи УК и 8 лет лишения свободы.