После окончания экзаменов родители выпускников, да и сами школьники говорят о том, что многие золотые медалисты - "липовые", делается это за дорогие подарки или другие услуги школьному начальству, чтобы облегчить выпускнику поступление в вуз, ведь "золотые" абитуриенты сдают всего один вступительный экзамен. Как на самом деле обстоят дела?
Ситуацию комментирует специалист Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Ольга Смирнова.
- Говорят, что когда отличник заканчивает школу и видно, что он претендует на медаль, директор якобы дает разнарядку: обеспечить "золото". Приглашают на беседу родителей. С одних просят телевизор, с других - компьютер, с третьих - деньги. Факты, конечно, не проверенные. Анонимные звонки к нам поступают каждый год. Но, к сожалению, никто себя не называет, так что разобраться невозможно. Как только просишь назвать номер школы, тем более себя, сразу уходят в кусты: зачем, мол, мне, сыну или дочери проблемы.
В прошлом году позвонили и сообщили, что якобы в одной школе сочинения за золотых медалистов писали студенты факультета журналистики, специально собранные в соседнем кабинете.
Каждый год итоговую проверку письменных работ потенциальных медалистов (сочинение и математика) проводит независимая аттестационная, так называемая медальная комиссия. У нас нередко возникали сомнения по работам, в первую очередь по сочинениям. Например, в сочинении ребенок наизусть цитирует какие-то критические статьи, которые и специалист не сразу вспомнит. Или в работе видны какие-то правки учителя. Поэтому в этом году мы решили изменить порядок проверки экзаменационных работ.
Раньше порядок был таким: работы вначале проверяли в школах, потом их передавали в комиссию. В этом году мы решили сразу забирать из школ работы медалистов. В школах их проверять не будут, это будет делать городская медальная комиссия. Чтобы и здесь исключить вероятность подтасовки, мы, во-первых, проштамповываем листы тетрадей печатью Комитета по образованию, во-вторых, кодируем работы и исключаем все "опознавательные данные" - номер школы, класса, фамилию ученика. Так что члены комиссии не будут знать, чьи работы они проверяют.
В школах не все восприняли новую систему с энтузиазмом. Вот что думает по этому поводу директор известной гимназии N 56 Майя Пильдес.
- Цель проверки работы в школе - вовсе не подлог. Школьные сочинения перед отправкой в городскую комиссию не только проверяли, на них писали рецензии. Согласитесь, что в школьном сочинении многое субъективно, скорее всего, его оценит по достоинству тот, кто знает, что и как давалось ученику на уроках. Раньше комиссия могла хотя бы прислушаться к мнению учителя. Как быть теперь?
Кроме того, учитель болеет душой за своего ученика, ему небезразличен итог его обучения. Теперь волнующее завершение этого процесса стало недоступным учителю, и, по-моему, это его просто оскорбляет. Если в городе есть несколько нечестных людей, почему надо подозревать всех?