Гостем фестиваля "Послание к человеку" стала Лени Рифеншталь. Специалисты называют ее одним из великих режиссеров ХХ века, но имя мало известно даже на родине в Германии. Дело в том, что один из ее кинематографических шедевров "Триумф воли" посвящен съезду нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. Заказчиком выступал Гитлер. После войны Рифеншталь судили в числе военных преступников, но состава преступления не нашли. В 1947-м ее отправили в сумасшедший дом.
Лени и позже снимала, но законченных картин нет. Работает и сейчас, хотя в августе ей исполнится 99 лет. В Питере показали "Триумф воли", "Олимпию" об Олимпийских играх 1936 года в Мюнхене, а также ленту "Удивительная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь". Сама ее героиня встречалась с журналистами, ей вручили приз "Золотой кентавр" за вклад в киноискусство. Назревал скандал из-за приезда режиссера, тем более что он совпал с шестидесятилетием начала Великой Отечественной. Однако все прошло мирно.
Заказ от Гитлера
Она была танцовщицей, все изменил случай. Из-за травмы колена ехала к врачу и увидела афишу фильма, посвященного горам, с участием звезды тогдашнего немецкого кино. После просмотра никому не известная танцовщица написала письмо звезде, в котором решительно заявляла, что в следующей картине хотела бы сняться вместе. Приложила фотографии. Желание исполнилось! Рифеншталь лазила по горам как кошка, без страховки исполняла сложнейшие трюки. Но уже тогда начала давать советы режиссеру, что, с одной стороны, его бесило, с другой - именно он понял природу подлинного дарования дебютантки. Следующую картину - сказку "Голубой свет" Рифеншталь снимала как режиссер, хотя и играла главную роль. По красоте и популярности вскоре стала соперничать с Марлен Дитрих. Как-то приятель позвал на выступление Гитлера. "Я мало о нем знала, но речь произвела огромное впечатление, а при личной встрече почувствовала магнетизм, исходящий от этого человека". Гитлер признался, что ему помнится поэтический танец, который она исполняла в картине. Через пару лет Гитлер именно ей предложил снять фильм о съезде, подчеркнув, что она может делать свой поэтический кинематограф.
Умнее Черчилля?
Картина действительно поэтическая! Тем более страшная. Рифеншталь настаивает, что "пропаганда" ей неинтересна, в картине нет закадрового дикторского текста, зато есть удивительно подобранная музыка, от Вагнера до фашистских гимнов и песен. Откровением было услышать ту, которую мы считали своей - "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Парад тоже до боли знаком по нашим, но размах и организация грандиознее, да и снято с пятнадцати различных точек. Под командованием фрау-режиссера была группа операторов, каждому она давала задания лично. Саму Рифеншталь можно заметить в одном из кадров - в крошечном лифте она поднимается вверх среди гигантских полотнищ со свастиками, запечатлевая съезд с высоты птичьего полета.
...Когда в фильме "Великая и ужасная жизнь Лени Рифеншталь" режиссер допытывается, понимала ли она, что же создала, раскаивается ли, фрау отвечает: "Я всегда придерживалась принципа, что политика и искусство несовместимы. Мне все равно о чем снимать - о съезде, или об овощах, главное - снять как можно лучше". Потом добавляет: "В 1934 году весь мир восхищался Гитлером, Черчилль например. Что, я должна была быть умнее Черчилля?"
"Олимпия"
Картина об Олимпийских играх снята так, как никто и никогда ни до Рифеншталь, ни после спорт не снял. Под началом фрау было тридцать операторов, применялись последние новинки техники, на стадионе вырыли ямы для операторов, чтобы они могли крупным планом дать лицо готовящегося к старту бегуна, для съемок прыжков в воду оператор сидел на дне бассейна, впервые запечатлев спортсмена под водой. На Олимпиаде отсняли 14 километров пленки, два года Рифеншталь по 14 часов в день монтировала картину, которая получила Гран-при Венецианского фестиваля, с ней она объездила Европу и Америку.
Война
Рифеншталь отправили в Польшу военным корреспондентом, но она пробыла на фронте несколько дней: ее потрясло обращение с мирным населением. Режиссер уехала в Баварию, в горы, где и задумала картину по испанской легенде. Понадобились колоритные типажи, и на площадку привезли цыган из концлагеря. По окончании съемок отправили назад. Этот эпизод был одним из пунктов обвинения. Как и дневники Геббельса, из которых следует, что до войны очаровательная женщина бывала в гостях у партийной верхушки. Рифеншталь говорит, что это ложь:
В Германии Рифеншталь до сих пор не простили, что она не покаялась. После войны она 20 лет тихо прожила с матерью в Мюнхене, лет в семьдесят вышла замуж за человека, на сорок лет моложе. Ездила в Африку, где снимала нубийские племена и одна 8 месяцев прожила в шалаше. Материал сочла далеким от идеала, поэтому картину не выпустила. В 72 года получила сертификат на работу на больших глубинах, который, по стандартам, выдается лишь до 50 лет. Снимает фильм о кораллах, вскоре ей предстоит новое погружение.
Расплата за что?
Рифеншталь спросили: если бы она знала о расплате, снимала бы "нацистские" картины? Ответила, что платить нужно, когда человек знает, на что идет. Сознательно она нацизм не пропагандировала, а стремилась "к художественному результату". Еще один вопрос: если бы режиссером был мужчина, может, такого отмщения не последовало бы? "Возможно. Некоторые операторы отказывались работать со мной, мне завидовали так, что в 1933 году полиция выделила охрану, опасаясь покушения". На вопрос, что бы она назвала символом и итогом ХХ века, сказала: "То идеальное представление о счастливой жизни, которыми жили как немцы, так и русские. И тот крах, которыми эти надежды закончились".