Весь январь Петербург обсуждал перемены в городском правительстве. "Губернатор сдает своих", "Кадровая революция в Смольном" - названий происходящему было придумано немало. Версий событий предостаточно, какая из них соответствует истине, не знает, похоже, никто.
Версия первая: без затей
Если не искать во всем происходящем тайного умысла, то "кадровая революция" - обычная ротация кадров, которая под давлением внешних обстоятельств ускорилась. Взять, например, Валерия Малышева. Губернатор - законопослушный человек, он не мог отказать прокуратуре в ее требовании отстранить чиновника на время расследования его дела. Или вот "потехинская рокировочка". По словам Ирины Потехиной, губернатор пригласил ее как успешного менеджера, а не как жену отставленного вице. А по словам мужа, он устал быть чиновником, хочется свободы. Что касается Ольги Ивановой и Анны Марковой, то ничего необычного в их назначениях тоже нет: руководители, хорошо зарекомендовавшие себя в районах, идут на повышение. Все это не отвергает и преданности новых членов правительства губернатору. А что, кто-то считает, что в свою команду надо набирать врагов? И потом, кадровая политика нашего президента вообще должна закрыть всякие дискуссии по вопросу о принципах набора высших чиновников. Но имеются и иные версии:
Версия вторая: семейная
Уже стало традицией видеть во всем, что происходит в Смольном, руку "негласной правительницы" города Ирины Яковлевой - супруги петербургского градоначальника. Бывшего руководителя Комитета по культуре Владимира Яковлева-маленького убрали, потому что у него не сложились отношения с Ириной Ивановной. Следующего, Евгения Колчина, - потому что не сумел погасить скандал вокруг фонда "Зоосад", курируемого супругой губернатора. Наконец, новая глава Комитета по культуре Ольга Иванова - якобы давняя подруга главы Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга Натальи Батожок (подруги Ирины Ивановны) и хорошая знакомая Ирины Яковлевой.
В прошлом номере "АиФ" шутки ради автор заметил, что нынешние "женские" назначения - подготовка масс к замене Владимира Анатольевича на Ирину Ивановну... Шутки шутками, но сценарии "рокировки" уже активно обсуждаются, причем версии излагают те же самые аналитики, что уверяют всех в жуткой нелюбви Кремля к Яковлеву. Ради красивой теории таких нестыковок можно и не заметить.
Версия третья: военная
По этой версии Смольный - крепость, осажденная врагами, пытающимися уязвить главного хозяина. Именно с этой целью нанесены удары по его ближайшим сподвижникам: Валерию Малышеву и Александру Потехину. Их уголовные дела расследует Северо-Западная прокуратура, от которой тянется ниточка к полпредскому дворцу на Петровской набережной. Война идет и внутри крепости, где у губернатора конфликт с начальником канцелярии вице-губернатором Юрием Антоновым. И вражда эта зашла так далеко, что у Яковлева на столе лежит распоряжение об отставке Антонова, но он его почему-то не подписывает. Назначение Анны Марковой на пост главы Административного комитета - часть этой борьбы. Эта энергичная дама (шутка ли, она в свое время была единственным начальником РУВД) и должна забрать под себя все "важные" юридические функции канцелярии.
Версия последняя: на безрыбье...
Это даже не версия, а так, наблюдение. Ряд аналитиков в новых назначениях губернатора видит примету того, что у него просто не осталось одновременно и верных, и профессиональных людей. Скамейка запасных у Владимира Анатольевича не то что короткая, а вообще почти никакая. Вот и скребет по сусекам: ну некем ему заменить "министра пропаганды" кроме как своей супругой. Начальница РУВД в роли главного юриста города - тоже не от хорошей жизни, как и начальница РОНО, руководящая всей культурной частью. Лучших либо отстранили, либо они сами ушли, либо их в Москву забрали. Приходится играть с теми, кто остался.