Примерное время чтения: 8 минут
110

Вся жизнь в наушниках...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2002

"Пойдем, смотреть кино", - говорим мы и отправляемся в кинотеатр. Для нас кинофильм - картинка. Но среди тех, кто делает кино, есть люди, для которых фильм - это, прежде всего звук. Благодаря звукооператорам, собаки лают, двигатель ревет, актеры говорят: "Со временем возникает болезнь - начинаешь мир воспринимать ушами, и уже не можешь пройти мимо интересного звука", - рассказывает известный московский звукооператор Михаил Буянов. На его счету десятки кинофильмов ("Королева Марго", "Гардемарины-3", "Воспоминания о Шерлоке Холмсе", "Что сказал покойник" и пр.), музыкальных проектов, множество известных всем рекламных роликов.

Живу и прислушиваюсь

- Живешь, постоянно прислушиваясь. Звук может и не нужен, а все равно, пишешь его на будущее. Например, этим летом во время работы в Петербурге, я жил в квартире, где висели замечательные, чистенькие в смысле звучания, настенные часы. На Мосфильме звука хороших часов, записанных на цифру мало - записал. В Мартышкино записывал лошадей, вроде нужды в них не было, а в Москву приехал, сразу же все растащили, блины жарили недавно - я опять с микрофоном, шипение тут же ушло на рекламу подсолнечного масла.

Самая мощная фонотека в стране была и есть на Мосфильме, звуки оттуда брали все студии. Раньше порядок был железный: каждый звукооператор, отработавший на картине, обязательно сдавал километры наработанных шумов - это около 8 минут. Шумы сразу сортировали: лошадей к лошадям, машины к машинам и так далее, и по коробкам раскладывали. Например, под буквой "У" - авиация, начиная с У-2 и до "Конкорда". А к ним соответствующие самолетные звуки: взлеты-посадки, разговоры пилотов в кабине и т.д.

- Я свои шумы перестал сдавать в общий котел после того, как фонотеку начали растаскивать по республикам. Свою личную фонотеку начал собирать года с 1978-го, когда еще учился в питерском институте киноинженеров. За годы накопилось масса интересного. У меня есть уникальный звук, называется он "похороны Брежнева". Когда Леонида Ильича хоронили, вся Москва гудела и звенела: заводы, фабрики, транспорт. Все это было записано с Воробьевых гор. Мало того, что звук сам по себе очень интересный, его еще можно преобразовывать по-разному. Я его использую, а люди и не знают, что это такое - вот сейчас на одной картине он послужит звуком города. А в фильме "Кикс" Сергея Ливнева, я его наложил на сцену ломки у наркоманки.

Звуковой обман

- Конечно, почти все звуки записываются специально. Редко бывает, когда что-нибудь случайно услышишь и есть на что записать. Недавно возвращался из Питера, думаю, а ведь у меня нет стереофонического звука современного купе внутри. Сейчас на железной дороге нет стыков, поэтому не слышно привычного стука колес, длинный рельс кончился, и только тогда раздается единственный "бум". А в старом купе слышен был стук то передних, то задних колес, постоянно. Такой перестук для современных картин уже не годится. По возможности все должно быть "настоящим". Ведь сколько в свое время приходило возмущенных писем в "Советский экран" от недовольных зрителей: почему у вас на экране едет мотоцикл "Урал", а звучит "Иж".

- Хотя и сейчас приходится "обманывать". Например, я как-то пытался записать звук "Мерседеса" изнутри. Сел, приготовил все, говорю: "Заводи!". А водитель-то уже давно все завел, только машина хорошая, и в салоне ничего не слышно - нужно окна открыть, тогда что-то услышишь. А звук необходим - только с его помощью можно передать движение машины, задать скорость. Поэтому, когда в кадре человек сидит в "Мерседесе", обычно подкладывается звук хорошей "Волги".

Или, например, большинство взрывов в кино на звуковом уровне противоречат всем законам физики - грохот взрыва идет одновременно со вспышкой. В жизни, разумеется, скорость света превышает скорость звука, поэтому мы сначала видим вспышку, потом слышим взрыв. Для кино это не годится. Пробовали сделать все как в жизни, но ничего хорошего не вышло - зрители не воспринимают.

Картину звуком не испортишь

Когда читаю сценарий к новому фильму, сразу же представляю и режиссирую себе все на уровне звуков. Потом правда выясняется, что девяносто процентов шумов и фонов, которые ты готовишь по картине, никому не нужны. Часто режиссер в каком-нибудь эпизоде рассчитывает передать ощущения исключительно через музыку. Мне-то кажется, что осенний двор с его естественными шумами интереснее, чем просто пейзаж под музыку. Но это общее отношение звукорежиссеров к музыке - все хотят быть услышанными, и обидно, когда тебе говорят, чтобы сделал своих птичек потише, а музыку погромче. Сейчас очень мало хороших картин по звуку. Для меня музыка считается идеально использованной, если она несет еще и смысловую нагрузку, как в фильме "Однажды в Америке": там есть эпизод, когда человек выходит в дверь на реальных шумах и реальном звучании, потом слышен аккорд "Yesterday", и человек возвращается опять в эту же дверь, но в другой одежде. Становится понятно, что прошло двадцать лет, наступили 60-е. Вообще, музыка своим звучанием как бы мобилизует и сжимает время. Двухчасовой фильм, без музыки покажется трехчасовым, а с музыкой как полтора часа прошло.

Сейчас многие любят работать под "чистовую фонограмму". Это когда звук записывается сразу во время съемок. Считается, что так дешевле, не надо потом для озвучания отлавливать знаменитостей. Наконец, не все умеют озвучивать - просто не могут сыграть на том же уровне, как во время съемок. Есть, конечно, уникальные люди, например, Николай Караченцов легко озвучивает, находясь спиной к экрану, ему достаточно раз послушать, и он повторяет все один в один. Очень хорошо и быстро озвучивал Евстигнеев. У театральных артистов, это вообще, лучше получается. Сказывается постоянная работа на сцене, где нельзя сделать дубль. Кстати я оказался последним, кто писал Евстигнеева. Дело было на "Гардемаринах 3: он собирался заграницу, ему оставалось доозвучить буквально несколько фраз, но он решил "добить роль" до отъезда. Потом он уехал в Англию и там умер. Но даже, если бы я его не успел записать, у меня со съемок оставалась его очень хорошая чистовая фонограмма. Вообще, "старая гвардия" артистов здорово умела работать. На мой взгляд, совершенно уникальным человеком был Смоктуновский. Я его записывал всего один раз, и то случайно. Меня поразил его невероятный профессионализм. Первое, что он сделал, когда вошел в студию, это снял ботинки, надел тапочки, чтобы обувь не скрипела, попрыгал, проверил, не звенит ли в карманах мелочь, снял часы, чтобы ничто не могло помешать записи.

А с чистовой фонограммой все не так просто. Нужна тихая камера, тихий свет, на площадке необходима тишина, из-за этого приходится ругаться с группой. Становишься первым гнидой: для костюмеров, потому что режешь карманы, чтобы протянуть проводочек радиомикрофона, гримерам все время напоминаешь, что не стоит лаком поливать микрофон, иначе он испортится, к директору пристаешь, чтобы полы застелили, иначе при ходьбе стучат, реквизитору говоришь, что на все чашки снизу нужно наклеить материи, чтобы не цокали о блюдце. А оператор, в свою очередь, все время трясется, чтобы ты в кадр не влез с микрофоном. Это ведь в американском кино все диалоги, разговоры снимаются крупным планом, и микрофон можно разместить так, чтобы он не попадал в кадр. А наши нынешние режиссеры снимают всю сцену откуда-нибудь из угла, "глазами собаки". В таком случае, виден потолок, и работа возможна только на радиомикрофонах, и звук получается неестественный.

Есть режиссеры, которые не любят чистовой записи. Вот Масленников, к примеру, считает, что самая работа начинается на озвучивании, когда нет еще окончательного варианта и можно задавать любое настроение.

Синяя птица звуковика

- Считается что самое сложное - писать выстрелы. У специалистов они на перечет. У микрофона должен быть определенный диаметр диафрагмы: Но такие звуки есть, а вот о чем мечтает любой звукооператор на Мосфильме, так это записать одинокую чайку. Никому пока не удалось. Одну такую пытался записать на Соловках. Я ее слышу и даже вижу, а она знай свое, нарезает круги, бегал за ней, но звукового сигнала от нее недостаточно, все какой-то единственный "вяк" получался. Для нормальной записи нужно, чтобы она над головой пролетела. И все-таки, одинокая чайка у меня есть: громко кричит, долго, а в конце произносит: "Все, не могу больше". Это одна московская артистка горлом здорово сымитировала чайку, по многочисленным просьбам звукооператоров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах