Заснеженная улица в центре города. Деревянный строительный забор отгораживает обшарпанное двухэтажное здание традиционной желтоватой питерской расцветки. На заборе табличка "Монастырь Святого Антония Падуанского конвентуальных францисканцев" (в Англии это ответвление францисканского ордена называют "серыми братьями" по цвету рясы). О жизни католических монахов большинство знает по роману Умберто Эко "Имя Розы". Среди петербуржцев теснее всего знакомы с францисканцами бомжи и безнадзорные дети.
Нищие Падуи бездомным Питера
Каждый день во Францисканский благотворительный центр приходят около 30 детей и подростков из неблагополучных семей. Здесь их кормят, иногда обувают-одевают. Дети тусуются в центре до вечера: играют, рисуют, общаются с монахами. "Мы стараемся не только накормить и обогреть их, но и помочь найти место в обществе, - говорит отец Антоний. - Наши воспитатели пытаются следить, чтобы ребята ходили в школу. Ведь многие в восемь-девять лет не умеют даже читать. Недавно собрали деньги на операцию маме одного из наших подопечных. Хотим развивать центр, но, к сожалению, наши возможности ограничены".
Приходят к францисканцам за тарелкой супа и бомжи. Человек десять в день. Перед входом в столовую стоит статуя святого Антония Падуанского, присланная в дар нищими и бездомными итальянского города Падуи. Там они, по-видимому, несколько более обеспечены, чем наши. Впрочем, вся благотворительная деятельность монастыря осуществляется на пожертвования западных меценатов.
Францисканцы и буржуйка
Францисканский монастырь существует в Питере с осени 1996 года. Тогда на средства ордена было приобретено полуразрушенное здание бывшей фабрики по производству светильников. Поначалу не было ни воды, ни тепла, ни света. Первые шесть обитателей монастыря грелись и готовили пищу с помощью буржуйки. Сейчас свет есть, но отопление в связи с ремонтом все равно не работает.
Как в каждом католическом монастыре, монахи собирают библиотеку. Причем не только богословские книги. Есть и художественная литература, и научные труды. Первый же старинный фолиант, который я наугад вытащил с полки, оказался Анатомическим атласом человека.
Но главная книга в монастыре - его рукописная история. Каждый день кто-то из братии вносит в объемный фолиант очередную запись. Первая же страница начинается с истории появления францисканцев в Петербурге. В 1719 году в наш город прибыл отец Бернандин, ставший капелланом петербургских архитекторов. В частности, он был духовным наставником Растрелли и долгое время жил в его доме.
Один день из жизни францисканца
Сейчас в монастыре живут два священника, один монах и двенадцать семинаристов. Среди них выходцы из Польши, Литвы, Белоруссии, Казахстана и России. Петербуржцев нет. Съехались они сюда потому, что только в Питере можно получить высшее католическое образование на русском языке. У нас действует единственная на всю Россию Высшая католическая духовная семинария.
Весь день монахов проходит в трудах и молитве. Подъем в 6 утра. В 6.30 общая молитва, потом месса и получасовое размышление. После завтрака семинаристы идут на занятия. Обед, молитва, немного свободного времени, хозяйственные работы, стряпня для бездомных: Полседьмого снова общая молитва, ужин, опять молитва. Свободное время братия посвящает размышлениям, чтению, беседам и: игре на гитаре. Пока меня водили по монастырю (кроме келий, куда мирянам вход запрещен), я насчитал целых три инструмента. "У нас многие музицируют, - улыбнулся отец Антоний. - Поют духовные песни, народные, да и современные, если содержание нормальное. Многие семинаристы учатся играть на скрипке". Телевизора в монастыре нет, новости здесь узнают из газет, зато есть компьютер и Интернет. "Это для работы, - поясняет отец Антоний, - семинаристы пользуются им в процессе обучения".
В полдесятого вечера объявляется sacrum silentium - святая тишина, время уединенной молитвы и размышлений. С этого момента и до утра разговаривать друг с другом разрешается только в случае крайней нужды. Около 11 вечера монахи ложатся спать.
"Сойти с ума" ради Бога
"Как-то телевидение снимало сюжет о нашей благотворительной столовой, - рассказывает отец Антоний. - Бездомным, стоявшим в очереди, задавали вопрос: а вы бы пошли в монахи? Ответы были разные. Кто-то спрашивал, сколько денег платить будут, кто-то говорил, мол, что я, с ума сошел?" Последний ответ символичен. Основные ценности в жизни францисканского монаха - бедность, скромность, смирение. Но кроме того, как написано в одной из брошюр об ордене, "жить по-францискански - значит стать глупым, посмешищем ради Бога, "сойти с ума" ради Него:"
Сам отец Антоний из Белоруссии. Родился в религиозной католической семье. Вступить в орден францисканцев его подвигла история известного католического святого, францисканского монаха отца Максимилиана. Во время Второй мировой войны в концлагере Аушвиц нацисты в качестве острастки за побег одного из заключенных должны были расстрелять десять других. Когда их вели к месту казни, молодой польский офицер стал молить конвой о помиловании. Тогда отец Максимилиан, тоже заключенный, предложил старшему офицеру свою жизнь в обмен на жизнь молодого поляка. Спасенный им поляк прожил потом долгую жизнь и умер совсем недавно.
P.S. В Санкт-Петербурге существует 13 католических монашеских общин. Но собственное здание есть еще только у салезианцев. Многие общины католических монахов насчитывают по одному-два человека. Всего, по разным оценкам, в городе проживает от 3 до 10 тысяч католиков. Для посещения открыто шесть католических храмов.