Владимир Петрович Григорьев настраивает пианино и рояли всю жизнь. Начал постигать это мастерство еще в школе-интернате для слабовидящих детей. И уже более сорока лет работает на заводе музыкальных инструментов "Аккорд" (бывшая "Музрадио"). Настраивал рояли в Капелле, Филармонии, Театре эстрады, ходил по домам. Сколько инструментов прошло через его руки, и не перечесть.
Рояль Шостаковича
Недавно Петрович, как его зовут на заводе, настраивал после реставрации рояль Шостаковича, по заказу его сына Максима Дмитриевича. Настройка после ремонта - дело очень сложное. Сначала мастер проводит 4-5 грубых настроек, потом чистую, и еще интонировку: один молоточек приглушить, другой сделать звонче, чтобы выровнять тембр.
Вообще, с инструментом возились долго. Когда его разобрали, выяснилось, что он уже ремонтировался лет сорок назад. И крайне неудачно. "А всегда лучше работать с просто старым инструментом, чем с тем, где кто-то уже поковырялся и напортачил", - сетует Владимир Петрович. Но общими усилиями "Блютнер" Шостаковича привели в порядок и настроили.
Другой инструмент делали для Музея Римского-Корсакова. Сложность заключалась в том, что "Беккер" 1850 года, на котором играл великий русский композитор, надо было, как говорят настройщики, "поставить в современный камертон". То есть чтобы его звучание ничем не отличалось от инструментов, на которых играют современные пианисты. В нынешних инструментах каждая струна создает на корпус нагрузку в 85 кг. Всего струн 240, и корпус должен выдерживать 20-тонные нагрузки. А рояль Римского-Корсакова был рассчитан всего на 12 тонн. Пришлось на корпусе чуть ли не новую обвязку делать.
Чаще реставрируют, чем настраивают
Профилактика, конечно, всегда дешевле лечения. Инструментам, которые стоят в домах петербуржцев, настройка требуется хотя бы раз в полгода. "Но часто вызывать настройщика не всем по карману, - говорит Владимир Петрович. - А инструмент не только строй теряет, и мастер не только струны подтягивает. И молоточки надо проверить, и винты подкрутить. Иначе начнется "болтанка", молоточек снашивается с одной стороны, бьет не по трем струнам, а по двум, надо его подтачивать. Некоторые доводят свой простенький "Красный Октябрь" до такого состояния, что он требует либо ежедневной настройки, либо реставрации. В этом случае я просто советую купить новый".
Главное - терпение
Главное для настройщика - терпение. Музыкальным ключом надо действовать аккуратно и мелкими движениями. (Мастера шутят, что лучше всего работать с перепоя, когда руки мелко дрожат.) Но важно не только настроить инструмент, но и сделать так, чтобы он строй держал. У профессионалов после настройки клавиша выдерживает до 50 ударов, потом требуется новая настройка. А если настройщик не профи, то после 5-6 ударов звук будет уже не тот. Поэтому почти у всех пианистов есть свой любимый настройщик.
А вот абсолютный слух настройщику не нужен. Он только мешает. "Абсолютный слух, - рассуждает Петрович, - это абсолютная память высоты звучания ноты. А вся настройка рояля - сплошной компромисс. Точно по камертону настраиваются всего две ноты. В детстве у меня был абсолютный слух, я, к счастью, от него избавился".
Немецкий "шпиен"
У каждого настройщика есть свои секреты и методики. "Научить человека основным приемам - поставить руку, показать унисоны - можно за месяц, - утверждает Владимир Петрович, - но настоящее понимание профессии приходит только лет через десять. Начинаешь слышать то, на что раньше внимания не обращал. И тогда мастер посмотрит инструмент и сразу скажет, может он его настроить или нет. И если настроит, то лучше звучание уже не сделаешь. Причем вся настройка занимает час-два. Если больше, значит, либо с инструментом что-то не то, либо с мастером".
А раз есть секреты, есть и шпионы. Был недавно у Петровича ученик. Пришел на завод, сказал, что хочет овладеть профессией, оформил соответствующий договор. Поработал с Петровичем несколько дней и пропал. Потом выяснилось, что он давно живет в Германии и работает там: настройщиком. А в Питер приезжал вроде как на повышение квалификации.
P.S. Настройка пианино - 250 рублей. Но если мастер приходит раз в два года, то он обязательно найдет несколько мелких огрехов, и полностью вызов обойдется в 350-500 рублей. Реставрация пианино - от 10 тысяч рублей. Реставрация рояля - от 30 тысяч рублей.