15 августа на премьере оперы "Евгений Онегин" в Мариинском театре партию Татьяны исполнит Ирина Матаева. Завсегдатаи уже хорошо знают эту солистку, одну из лучших воспитанниц Академии молодых певцов. Ну а премьеру любители оперы ждут с особым волнением, потому что над постановкой работают французские режиссеры Моше Ляйзер и Патрис Корье. Ползут слухи, что французы уж очень вольно обращаются с нашим "сокровенным".
Как подать Татьяну
- Я пела Татьяну еще в оперной студии Консерватории, - рассказывает Ирина. - Получилось так, что все заболели. Прибежал режиссер: "Ира, споешь спектакль?" - "Ну, спою". Дали кассету, я посмотрела, и на следующий день вышла на сцену. Если бы не случай, может, мне бы эту партию и не дали, потому что у меня лирическое сопрано, а традиционно Татьяну поют певицы с более крепкими голосами. Недавно, на фестивале в Миккели, опять встретилась с Татьяной - это была опера в концертном исполнении с Онегиным - Хворостовским. Так что партию знаю давно, но каждый раз нужно находить в ней что-то новое, это бесконечный процесс.
- А что нового нашли французы?
- У нас Татьяна - классический, устоявшийся образ, а французам такой не очень нравится. В их трактовке Татьяна ведет себя так, будто ей лет 14-15, у нее резкие, угловатые движения, например, может сесть на стул, поджав под себя ноги. Мне некоторые ее черты не по душе, раз даже не выдержала: "Ну что она какая-то психичка!" А режиссер: "Нам же надо, чтобы зрители видели все ее переживания". Вся нервность будет в первом действии, чтобы в последнем ярче показать ее спокойствие и холод, тут уж Онегин будет вокруг нее прыгать.
- Все-таки музыка рисует образ Татьяны как лирический.
- А французы в музыке видят другое, и подробно свою точку зрения объясняют. Послушаешь их, подумаешь, да и согласишься. Режиссер понимает, что я привыкла к другой Татьяне, сцену в саду мы три часа делали. Он говорит: "Можно за две минуты поставить: ты идешь туда, Онегин сюда, но я хочу, чтобы между героями возникли человеческие взаимоотношения". На днях один хорист разоткровенничался: "Я думал, что это скучная опера, а оказывается, смотря как подашь".
- По характеру вы похожи на Татьяну?
- Я ее понимаю, сама любовное письмо писала, правда мне было 13 лет.
Капризы голоса
- Голос - очень капризный инструмент. Когда профессионально пением не занималась, вроде никаких проблем, а теперь: прошла по улице, вдохнула холода - горло запершило. Или от пыли - на сцене это часто бывает. Иногда встаешь - нету голоса, да и тонуса в организме. Зарядку сделал - лучше. Временами голос ни на что внимания не обращает, а иногда из-за ерунды закапризничает. Кричать, конечно, не рекомендуется, а мы с подругами любим иногда посидеть в караоке, песни попеть.
- Насколько я знаю, среди поклонников вашего голоса сам Пласидо Доминго?
- В 2000 году я участвовала в конкурсе Пласидо Доминго, на следующий год он пригласил в Лос-Анджелес в "Пиковую даму", в этом - в Вашингтон.
...Вот учишь-учишь английский, а приедешь, в "Пиковой даме" одни русские - Образцова, Горчакова, Лейферкус, Чернов! Доминго к каждому певцу заходит перед спектаклем пожелать удачи, а после - поздравить.
- Случается, что поругает?
- Только хвалит. На Западе плохого не говорят. Там стараются поддержать, считают, сколько ты "хороших" нот спел, а у нас - сколько "плохих".
Вся жизнь в театре
- Жизнь артиста Мариинского предполагает полную самоотдачу, маэстро Гергиев показывает пример. Остается ли у вас время на личное?
- Это сложная проблема. Жизнь так и может пройти в театре, здесь все время занято: репетиции, спектакли, концерты, надо учить новый репертуар. Я чем больше делаю, тем больше успеваю, но иногда хоть на пару дней нужно отключиться, а то я начинаю понимать, почему люди с ума сходят. Дома, в Тюмени, не была уже полтора года.
- Да вы из богатого края!
- Ну, это не про нас, к нефти и газу наша семья - а у меня мама и старшая сестра - никакого отношения не имеет. Материально я им помогаю, хотя мама всегда говорит: "Ой, это твое, я не могу у тебя деньги брать". В семье любили петь, а я, сколько себя помню, всегда солировала. В садике коронным номером было "Лето, ах лето" Аллы Пугачевой. В музыкальном училище занималась вокалом.
- Почему поступать в Консерваторию приехали в Петербург, а не в Москву?
- Педагог по вокалу советовала, говорила, что в Петербурге поступление честное. И вот уже десять лет я здесь.