Если ребенок неважно учится, педагоги постоянно жалуются, что он плохо себя ведет, не слушает на уроках и вообще место ему в спецшколе, не спешите применять к нему жесткие санкции. Порка и постоянные выволочки, скорее всего, не принесут ожидаемого результата. Врачи утверждают, что таких детей надо не воспитывать, а лечить. Вернее, воспитывать и лечить одновременно. И больше хвалить.
Пороть или хвалить?
Раньше таких детей называли непоседами, говорили, что "шило у него в одном месте". А что еще сказать, когда ребенок постоянно крутится, вертится, носится, как заводной веник, на уроках не слушает, а пускает самолетики, и сладу с ним никакого? Теперь врачи ставят таким детям диагноз - синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или, чтоб родителям было понятнее, - "синдром Незнайки". Причем утверждают, что страдают этим синдромом от 10 до 15% современных детей, и в основном мальчики. Что ж это за напасть и почему раньше о ней ничего не было известно?
"Подобный диагноз врачи начали ставить в начале 80-х, - утверждает заведующий Центром коррекции внимания и поведения Института мозга человека Леонид Чутко. - Звучал он как минимальная мозговая дисфункция. Но раньше считалось, если ребенок ходит на ногах ровно, не умственно отсталый, нет судорог, значит, все в порядке. Ну, шалопай и шалопай, пороть надо чаще. Сейчас нагрузка на школьников выросла неимоверно. Мозг у детей, особенно страдающих СНВГ, просто не справляется с потоком информации. Отсюда нервные срывы. И сегодня мы говорим о качестве жизни таких детей. О том, что они испытывают трудности в учебе и общении со сверстниками, что им надо помогать".
Помогать, по мнению специалистов, не значит держать ребенка в ежовых рукавицах. Ругать ребенка с синдромом нарушения внимания бесполезно. Он физически не способен выполнить требования, которые для обычных детей считаются нормой. А постоянные окрики только сформируют у него заниженную самооценку. "К сожалению, очень часто у родителей и педагогов вопрос сводится к банальной неуспеваемости, к разболтанности и невоспитанности, - говорит Леонид Чутко. - До сих пор мало кто понимает, что синдром нарушения внимания - болезнь, недостаточное развитие определенных структур мозга. Но в этом диагнозе нет ничего страшного. Мозг просто нужно тренировать. А ребенка не ругать, не наказывать, а конструктивно критиковать, но обязательно на положительном эмоциональном фоне".
Болезнь или разболтанность?
"Да все дети такие!" - воскликнет любой, кто прочитает клинические признаки синдрома нарушения внимания. "Не все", настаивают специалисты. Во-первых, помимо тестов, "синдром Незнайки" диагностируется по электроэнцефалограмме, а во-вторых, обязательно проявляется до восьмилетнего возраста. Как правило, в старших группах детского сада или в первом классе школы, когда идет активный процесс социализации ребенка. Надеяться, что "вырастет - поумнеет", не стоит. По мнению специалистов, заболевание переходит во взрослый возраст и может спровоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам. Это, конечно, крайность, но вероятность появления депрессивных состояний, тревожных расстройств, расстройства социального поведения, когда подростки, да и взрослые не могут наладить социальные контакты в школе, на работе, в семье, очень высока.
Другое дело, если признаки "синдрома Незнайки" проявились неожиданно. В первом классе все было нормально, а в третьем или в седьмом возникли проблемы с поведением. Тогда, действительно, причины можно искать и в неправильном воспитании, и в переходном возрасте, и в стрессе, вызванном разводом родителей, и даже в банальной вирусной инфекции.
Лечебное кино
На Западе СНВГ лечат психостимуляторами. Хорошего в этом мало. Только список побочных действий этих лекарств занимает не одну страницу. Поэтому в России эти препараты приравнены к наркотическим и запрещены к применению. Впрочем, наши врачи справляются с "синдромом Незнайки" и без сильнодействующих лекарств. Иногда достаточно показать ребенку... кино.
Идея проста и основана на принципе биологической обратной связи. Пациенту демонстрируется некий видеоряд. Одновременно у него снимается электроэнцефалограмма. Как только внимание ослабевает, снижаются определенные ритмы мозга, компьютер дает команду размыть изображение. Задача ребенка - удержать видеоряд в фокусе. Для подростков задача усложняется, требуется удержать выведенные на экран монитора графики на определенном уровне. Сделать это можно, только сконцентрировав внимание.
"Конечно, лечение не сводится лишь к методу биологической обратной связи, - говорит Леонид Чутко. - Иногда требуется и помощь психолога, и поддерживающая лекарственная терапия, и специальные физиотерапевтические процедуры, когда мы воздействуем слабым постоянным током на определенные участки мозга. В итоге после двух десятков сеансов мозг получает "нужную" установку. Мы как бы учим его правильно работать. А приобретенные навыки уже не исчезнут".
Правда, методика срабатывает не всегда. Иногда требуется несколько курсов лечения. Все зависит от индивидуальных особенностей, утверждают специалисты. Кататься на велосипеде тоже все учатся по-разному: один сел и поехал, а другой не одну шишку набьет, прежде чем научится.
P.S. Признаки СНВГ
Невнимательность (из перечисленных ниже признаков 6 должны сохраняться в течение полугода и более):
неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
неспособность вслушиваться в обращенную к ним речь;
неспособность организовать свою деятельность;
избегание работы, требующей усидчивости;
потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т. д.);
забывчивость в повседневной деятельности;
отвлекаемость на посторонние стимулы.
Гиперактивность (4 признака должны сохраняться в течение полугода и более):
ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;
вскакивает с места без разрешения;
бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
не может играть в тихие игры, отдыхать;
выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
не может дождаться своей очереди.