Несмотря на свои застарелые проблемы, наша армия живет и считается вполне боеспособной. В нее даже осуществляется призыв - правда, тоже через пень-колоду, но все-таки.
Ученые НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского госуниверситета опросили призывников - кого и что конкретно они собираются защищать (про "нападать" вопросов не было, ибо мы не агрессоры). Большинство горой встанет за дом родной, за родственников, может, за целый квартал, а некоторые так и за весь город. Всю Россию в ее нынешних границах оборонять будет едва ли треть опрошенных. Про мир во всем мире даже вспоминать не хочется.
При этом 54% опрошенных считают, что у России есть враг, и лицо врага наш призывник видит четко. Для 69% новобранцев это НАТО. К конкретным странам имеются претензии в следующих количествах: у 5% - к Великобритании, у 2% - к Германии, у 2% - к Турции. Среди курьезов можно отметить 1-процентную ненависть к Франции - вероятно, это мнение потомков ветеранов войны 1812 года. Зато американцам досталось по полной программе: 47% призывников привычно видят в них "потенциального супостата", несмотря на то что официально наши страны друг за друга стеной. Совершенно не думают призывники о том, кто же им будет поставлять кока-колу в случае разгрома "противника", а также высокобюджетные блокбастеры и продукцию "Майкрософта".
Любопытно было бы узнать у прошлогодних призывников, которых уже почти год должны воспитывать в духе союзничества с бывшим "супостатом", какова их точка зрения на расположение логова врага. Вдруг в недрах нашей армии опытные "дедушки" и малообеспеченные офицеры по-прежнему разворачивают пушки на Запад, тогда как угроза, уже далеко не призрачная, исходит скорее с Востока.
Впрочем, при сохраняющейся низкой привлекательности воинской службы постепенно растет престиж офицерской профессии. Число желающих поступать в военные училища Санкт-Петербурга за последние годы выросло в 1,4 раза. Эти новые офицеры, видимо, будут знать наверняка, кто нам враг, а кто союзник.