Он даже согласился опубликовать свое настоящее имя, но потом передумал. Неизвестно, какую реакцию вызовут эти откровения у борцов с оборотнями и экстремистами. Петербург ведь до сих пор уверен, что его футбольные фанаты - добрые милые парни в сине-бело-голубых шарфах, распевающие песни про родной "Зенит" и готовые ехать куда угодно. Однако "фанат путешествующий" почти вымер, как вид. На смену ему уже пришли те, о ком рассказывает "АиФ-Петербург" 25-летний Д.
Про новых правых
Раньше кто был круче? Кто больше ездил и громче в секторе "заводил". Считалось, что если ты ездишь, ты - правильный, или "правый" фанат. А сейчас всем до фени, сколько ты ездишь. Ну, не всем, но если ты состоишь в реальной фирме и у тебя 4-5 выездов, и в каждом из них ты участвовал в акциях, ты - круче простого фаната, даже если у него выездов больше пятидесяти. Я не жил при социализме и не знаю, что тогда был за фанатизм. Наверно, тогда хватало острых ощущений от одних путешествий и размахивания флагами, если за флаг могли забрать менты, а выезд был в Баку или Тбилиси. Там случиться могло что угодно. Сейчас ездить - не экстрим. На вокзале окружат, на матч отведут толпой, потом пригонят обратно на вокзал, и все приключения. Уже года два-три правым в Питере считается не тот, кто ездит, а кто входит в "моб" и участвует в делах своей фирмы. Ну, там, акциях, "зарницах" и прочем "шевелении". Адреналин теперь получают от других вещей. Еще новый правый должен быть патриотом, даже тяготеть к идеологии "White power".
Поворот случился уже при мне. Представьте - я иду по Щелковскому шоссе Москвы в 97-м и верю (вместе с другими молодыми), что нас ведут умные и смелые люди, протащившие питерский фанатизм через первую лигу. А когда напали спартачи, все умные и смелые показали свои спины. Были они правы? Нет. Значит, их время и их идеи отжили свое. Честь клуба, города, страны должны отстаивать люди с кулаками, а не с песнями - вот что мы поняли после Щелчка.
Про агрессивность и опасность
Да что плохого, если здоровые парни машут кулаками? Что, на Пасху на Руси кулачных боев не устраивали? Или деревни не сходились стенка на стенку? Или в нашем городе после войны не махались василеостровские с петроградскими у Тучкова моста? А ржевские не сходились с пороховскими? Во все времена молодежь ведет себя одинаково. Я кое-что читал на эту тему, называется - "переориентация агрессивности". То есть разрядиться надо. Сейчас нет набегов на соседей, зато есть футбол. Хороший повод нормальному парню узнать, чего он стоит. Конечно, разница между русским кулачным боем и фанатским есть - мы никогда не знаем, что у противника. "Зенитчики" чаще всего приходят с голыми руками, а "те" оказываются "на говне". Хватит, с камнями, бутылками, арматурой, "прягами" - ремнями с пряжками, залитыми свинцом, с ножами даже. Сейчас многие уважающие себя экстремалы получают в милиции разрешение на оружие самообороны и покупают "Осу". Такие револьверы на четыре патрона стреляют резиновыми пулями с сердечником. У меня самого нет, но говорят, получить не проблема. Главное, чтоб за тобой ничего не было по милицейской картотеке.
Из такого вблизи можно ребро человеку сломать. А вообще чаще ребер страдают "рычаги" (руки, ноги) и голова. Потому что по голове целят, а "рычаги" сам чаще всего подставляешь. Сломанная рука - просто гипс, голова пробитая - может до реанимации дойти. Но в реанимацию попадают единицы, в основном молодые.
Смертельных случаев среди нашего "хардкора" (то есть среди тех, кто постоянно участвует в делах) я не знаю. Пацан, которого в 2000-м завалили у метро "Спортивная" "динамиты", вообще был не фанат. Рассказов, конечно, много, но милиции такие смерти с фанатами связывать невыгодно. Вот на том же Щелчке, говорят, "вальнули" одного спартача. Конкретно вальнули, воткнули в спину доску с гвоздями сантиметров по 10. И ноль известий.
Как забиваются стрелки
Менты вообще в Питере работают по принципу "что не на стадионе, то - не фанатизм". А у "естадио" никто давным-давно ничего и не пытается "мутить". Разве что "карланы", или "карлики", пацаны лет 12-15. Когда-то считалось круто прыгать на любую толпу в шарфах, а теперь шарфисты никому не интересны. Теперь круто померяться силами с такой же фирмой "чужих". Много есть разных способов встретиться. В Шотландии, я слышал, вешают чужим фирмам объявления на железнодорожных станциях. У нас стрелки забивают в последнее время еще интереснее. Например, собрались в мае делать что-нибудь перед "Динамо" в Москве. Через пару армейских фирм вышли на посредников. Назначили место, договорились по количеству, встретились. Перемахнулись. Разошлись. Прохожие так ничего и не поняли. Если через посредников выйти на интересующую фирму нельзя, вычисляют обычно любую фирму противника. Вычислить экстремалов опытному человеку ничего не стоит. Когда у нас только перенимался стиль "Casuals" от англичан, наши "кэшлз" одевались в "Umbro" и не понимали, что в Англии такая одежда помогает раствориться в толпе, а у нас мешает. Сейчас все устаканилось, наши "кэшлз" носят легкие кроссовки, голубые джинсы и наверх что-нибудь с капюшоном. И драться удобно, и смыться легко. Еще многие бреют голову, но это необязательно. На стадионе "кэшлз" легко узнать - это темное пятно без цветов клуба. Такая традиция.
Поскольку все экстремалы выглядят одинаково, бывает много разных историй, смешных и не очень. Весной приезжало в Питер московское "Динамо" играть в хоккей со СКА, и случилось нечто странное у метро "Маяковская". Там тусовались несколько наших фирм, а также "динамики", и еще подгребли питерские спартачи, они называют себя "aliens" ("чужие"). Так вот сами участники событий до сих пор не знают, кто на кого "прыгнул" и кто кого в итоге "погнал".
Или еще пример. В мае после "Торпедо" наши активисты остудили толпу, организованно выводимую с "Петровского". Человек туда затесался, видит - люди бритые, одеты просто. "Из Москвы?" - "Из Москвы". - "Чего-нибудь хотите?" - "???" - "Давайте 30 на 30 или 40 на 40". - "Не знаем, мы без старших". - "Да мы тоже. Ждем вас вот там у церкви". Вдруг москвичи направляются к автобусу с омоном, о чем-то говорят, и омоновцы начинают снимать амуницию и активно разминаться. "Вычисленные" оказались: московским ОМОНом (их пригнали на усиление перед 300-летием. Почему они были в гражданке, неизвестно, а в автобусе обратились к ярославскому ОМОНу, так как не набирали нужное число). Само собой, инициаторы сделали ноги.
Про питерские фирмы
Самой первой настоящей питерской фирмой был "Jolly Nevsky". Он появился на правом берегу Невы в 97-м и жив по сей день. "Джоллики" котируются высоко, они по духу ближе к скинхедам, и готовы драться со всеми, даже своими зенитчиками. И дерутся.
Одно время очень популярной фирмой была "Z-44". Но сейчас они развалились, хотя кое-кто из их лидеров когда выпьет, трезвонит, что "Z-44" жива. "Невский фронт" - вообще не фирма, там люди конкретно выкачивают из народа деньги.
Сейчас началось повальное увлечение собственными фирмами. Побыл человек полгода-год в какой-нибудь "Бригаде" (она, кстати, возникла задолго до сериала) или у "Крымских" (название - по кличке главного человека), потом сам соберет человек десять - и готово. Кстати, многие "основные" фирмы раньше входили в знаменитую "Коалицию", и сейчас могут, когда надо, объединиться на согласованные акции.
Старых людей в фирмах мало. Уважением у молодых пользуются только двое - Пацифик и Дима-Мент. Оба участвовали в разных акциях после Щелчка, и, между прочим, на Щелчке не сбежали. Одно время старики грозились создать собственную фирму "Old the best" и "разобраться" с боевой молодежью, но дальше болтовни не пошло.
Про идеологию и порядки
Чего тут скрывать - новая модель фанатизма переняла у Запада правые идеи. Если ты за своих и против чужих, то твой патриотизм рано или поздно после клуба "обнимет" город, страну, потом народ и, наконец, всю белую расу. Не то чтоб все поголовно делали себе наколки со свастикой или коловратом и кельтские кресты. Но к идеологии "White power" и "Россия для русских" многие относятся, скажем так, с пониманием. Даже вот хмель если взять - вместо водки новые правые предпочитают пиво в небольших количествах. А есть и такие, кто вообще не пьет.
Питерские скины тоже ходят на матчи "Зенита", но они все же не фирма в полном смысле слова. У них патриотизм клубный не на первом месте, им по большому счету все равно, с кем махаться. Потом, у нас разные цели. "Кэшлз" не заинтересованы в громкой огласке действий, иначе фирму могут обложить менты, как уже бывает в Москве. А скинам нужны громкие акции. Наше главное дело - гонять чужие фирмы, а не азербайджанцев. Хотя со скинами кое-кто дружбу водит. Ведь чтобы "моб" имел высокую боеготовность, нужна постоянная практика.
Хорошо Москве - там чужих фирм пруд пруди. Нам приходится тренироваться - летом на природе, зимой некоторые даже залы снимают. Устраивать "зарницы", то есть драться полушутя-полусерьезно где-то подальше от людских глаз. Естественно, без "говна". Без "зарниц" не отработать приемов коллективной драки, таких как заваливание вдвоем-втроем серьезного бойца. Тут только практика поможет.
Из реальных врагов в Питере есть только те самые "Aliens". Неплохие бойцы. С ними время от времени забивают стрелки та или иная наша фирма. Иногда что-то получается. Неплохое шевеление с участием "Aliens" было в прошлом году на станции Фарфоровская. Есть даже видео той драки. Вообще, видеокассет с реальными боями довольно много. Причем операторов, по неписаному закону, никто не трогает. По Питеру даже гуляет копия той самой кассеты, на которой запечатлен прыжок "динамитов" в 2000 году, закончившийся смертью 15-летнего пацана. Я мог ее посмотреть, но не захотел.
Что чувствуешь, глядя на подобные кадры? То же, что и в драке. Ведь все же смотрят порнушку для острых ощущений. Тут то же самое.
Почему уходят из фирм
За всех говорить не буду. Я отошел от активных дел и лишь иногда участвую в акциях по своим причинам. Во-первых, я пришел в фанатизм из любви к "Зениту" и футболу, а у наших "кэшлз" стиль все-таки другой. Я болею за "Зенит", хочу и буду носить его цвета и поддерживать во время матчей не только криками "Питер - номер один". Во-вторых, как мне кажется, я немного перерос радости от разборок. Появились другие интересы, своя семья, свой дом. Жена тоже ходит со мной на стадион и ездит в другие города. Но теперь я думаю и о ней тоже. В-третьих, хотя мы и копируем английский фанатизм, хоть и читаем книгу братьев Бримсон "Мы идем. За кулисами футбольного насилия", я считаю, что насилие может быть средством, но не целью. Если жить только ради него и вечно ловить этот кайф, рано или поздно окажешься либо в тюрьме, либо на том свете, как любой наркоман. А я не наркоман и никогда им не стану.
Но я не хочу и осуждать новых правых. Мне нравится, что некоторые наши фирмы имеют серьезную репутацию в России. Ведь раньше нас называли только "мешками" или "бомжами". Мне нравится, что в последнее время кое-кто из ставших нормальными экстремалами возвращается к сине-бело-голубым цветам и вспоминает, как и я, о поддержке команды во время матчей. Нравится, что кроме "Знамени Зенита", первого питерского "фанзина", выходят еще несколько более современных и интересных. Нравится наглость, с которой наши пытались пролезть на гостевой сектор к спартаковским фанатам и устроить там акцию.
Плох он или хорош, новый питерский правый фанат, он уже пришел. Сейчас в городе не меньше тридцати фирм и фирмочек, считая "карланские", они растут как грибы после дождя, и будут расти. По-моему, это лучше, чем нюхать "Момент" в подвалах или устраивать разбой с грабежами. Ведь во всем, что не касается футбола и дел фирмы, новый правый фанат - человек, послушный закону, и достойный член общества. Самых разных, кстати, его слоев - от школьников из рабочих семей до банковских служащих и владельцев кафе.