Прочла в одном календаре, что восточные славяне празднуют 8 сентября день Лады и Лели. Но ведь Лель - это юноша, и какое отношение он имеет к урожаю? Д. Мордвинова
Лель не имеет отношения к урожаю, а вот Леля к нему причастна. Это два разных, хоть и состоящих в родстве, древнеславянских божества. Но начнем со старшей, с Лады. Лада в "женском" пантеоне идет после Мокоши (матери-земли, которая имеет мало антропоморфных черт, она скорее чудовище, которое может быть благосклонным, но все-таки чудовище). Лада отвечает за плодородие, она же считается покровительницей браков. Она же и ее младшая сестра Леля были ответственными за продолжение рода и здоровье рожениц, которые должны были просить их о благополучном завершении родов. Леля, "младшая рожаница", в некоторых источниках ее называют "богиня-дочь" и считают ответственной за молодую зелень, восхваляется отдельно 22 апреля - в день весеннего равноденствия, поэтому ее часто путают с племянничком. Но сын Лады Лель в полную силу заявлял о себе только в "русальную неделю" - неделю в начале лета, когда у славян было принято заключать браки и вообще демонстрировать молодое естество. Естественно, что он тоже считался покровителем влюбленных. Некоторые черты от этого русокудрого юноши унаследовал литературно-оперный Лель из "Снегурочки", включая некоторую неразборчивость в выборе партнерш, которая делала языческого Леля похожим на Амура.
А праздник 8 сентября называется праздником Рода и Рожаниц. Считалось, что к этому дню уборка урожая должна была подойти к концу, а из смолотого зерна полагалось испечь первый хлеб. Славяне славили Род (в смысле - своих родственников, ближних и дальних), Ладу и Лелю и посвящали им хлебы. Любопытен обряд "похорон мух": пойманную муху (или другое насекомое) клали в "домовину" из моркови, торжественно относили на пустырь и зарывали в могилу, чем обозначали оцепенение насекомых на время зимы. После обрядовой охоты на "лосих" и рожаничного пира куски освященного овсяного хлеба раздают всем участникам для лечения людей и животных. После праздника Рода наступало бабье лето.