Примерное время чтения: 3 минуты
55

Не агитация, а независимое исследование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 17/09/2003

Избирательные кампании - интригующее действо для политиков, социологов и, разумеется, самого электората. Всем не терпится узнать заранее, чем закончится предвыборная гонка. Поэтому на протяжении всего агитационного периода нет недостатка в прогнозах, аналитических рассуждениях и социологических подсчетах. Но, пожалуй, самым оригинальным и вместе с тем наиболее объективным способом спрогнозировать реальный результат считаются так называемые "праймериз" - предварительные выборы.

Генеральная репетиция

Понятие "праймериз" пришло в отечественную политическую жизнь из Америки. Там предварительное голосование - обязательный, законодательно закрепленный элемент предвыборной борьбы. Правда, применяется только на выборах президента. У нас "предвыборы" - общественная акция, которую уже несколько лет реализует политический клуб "Сургутская альтернатива". Репетиции выборов члены этого движения проводили в Ярославле, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тюмени. "Выбирали" президента РФ в 2000 году, губернатора Тюменской области - в 2001-м.

Как свидетельствует заокеанская практика, итоги "праймериз" крайне редко расходятся с результатами окончательного голосования. За всю историю США победитель первичных выборов только в двух-трех случаях терпел итоговое поражение. Согласуются с реальными и "предвыборы" "Сургутской альтернативы". Как поясняют "альтернативщики", ценность таких репетиций заключается и в том, что они дают возможность "аутсайдерам" гонки с честью выйти из избирательной борьбы.

В минувшие выходные "праймериз" пришли в Ленинградскую область. Руководитель проекта, член клуба "Сургутская альтернатива", Рустам Арифджанов особо подчеркнул, что нынешний эксперимент проводили его коллеги из самых разных уголков страны, но не из Петербурга или области. Это не политическая технология, не агитация "за" или "против", а собственное научное исследование. "Я не хотел бы, чтобы мое имя или имена моих товарищей связывались бы с каким-либо из кандидатов".

Каждый четвертый - "против всех"

На этот раз социологи решили смоделировать новую ситуацию. Как пояснил Рустам Арифджанов, "нас интересовали тенденции общественного мнения избирателей в условиях, когда один из кандидатов-фаворитов по разным причинам снимается с выборов. Такая ситуация, - пояснил Арифджанов, - складывается на выборах главы Чечни, во многих других субъектах федерации. Выяснить, как будут в таких условиях меняться электоральные предпочтения, каков будет уровень политической активности, - вот задача, которую поставили себе организаторы оригинального проекта. И, разумеется, выработать рекомендации на будущее. Ведь впереди - серьезные агитационные сражения на выборах в Государственную думу".

Как сообщили на пресс-конференции в агентстве "РосБалт" 15 сентября организаторы "праймериз", победу в них одержал действующий губернатор области. Но самым важным настораживающим фактором, на который обратили внимание организаторы акции, стал высокий процент протестного голосования. "Почти каждый четвертый участник голосования поставил отметку в графе "против всех". Это очень тревожная цифра", - заявил независимый петербургский социолог Дмитрий Гавра.

Опытные социологи утверждают, что изменить предвыборную ситуацию проведенная ими акция никак не сможет. Большинство голосующих определяются в своих пристрастиях за неделю до выборов, и изменить их мнение уже очень сложно. В то же время неопределившиеся окончательное решение принимают прямо на избирательном участке, так что итоги "праймериз" им также никак не помешают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах