На прошлой неделе исполнилось 100 дней работы петербургского парламента 5-го созыва. При этом у горожан новое Законодательное собрание всё чаще ассоциируется с местом, где обсуждают секс-меньшинства, спиртное, фотосъёмку в метрополитене… Тогда как самих петербуржцев волнуют совершенно другие проблемы.
Туда-сюда
Только закончилась полугодовая эпопея с нашумевшим законом против пропаганды педофилии и гомосексуализма в Северной столице, как депутаты занялись новой городской бедой - фотосъёмкой в метро. Запрет на фото- и видеосъёмку в подземке был снят ещё в 2009 году. И вот в начале марта губернатор Георгий Полтавченко подписал принятый депутатами закон, который… вновь вводил запрет.
Однако буквально тут же, вняв мольбам общественности, градоначальник обратился к народным избранникам с просьбой всё же разрешить любительскую съёмку в подземке. Без вспышки. Но закон уже вступил в силу 25 марта. Нужен новый - разрешающий. Депутаты уже внесли поправки к «поправкам», впереди ещё два чтения. В итоге всё вернётся к тому, что было.
Вместо того чтобы облегченно вздохнуть, петербуржцы негодуют.
«Неужели в городе нет более важных проблем, чем геи и фотографии? Почему мы должны оплачивать бездарное просиживание депутатов в Заксобрании?» - пишут горожане в Интернете.
На этот вопрос мы попросили ответить Виталия Милонова - председателя Комитета по законодательству ЗакСа Санкт-Петербурга, инициатора «голубого» и «подземельного» законов.
- На заседаниях Законодательного собрания в этом году было рассмотрено около 120 вопросов, и лишь 2 из них - это упомянутые вами, - говорит Виталий Валентинович. - Остальные 118 посвящены другим сферам жизни. Например, был принят закон, ужесточающий наказание за самовольное переоборудование фасадов зданий; пакет антикоррупционных законопроектов; усовершенствовано законодательство об охране зелёных насаждений и прочее. Сейчас разрабатываются изменения в «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», которые смогут повысить уровень соцзащиты горожан. Но все почему-то помнят про секс-меньшинства и метро.
Новый старый закон
Буквально на днях Комиссия по социальной политике и здравоохранению петербургского ЗакСа поддержала предложенный губернатором законопроект, согласно которому лицам категории БОМЖ можно будет вставать в очередь на улучшение жилищных условий. Сейчас он находится на стадии обсуждения.
- То, что власти обратили внимание на бездомных, конечно, радует, - говорит директор благотворительной общественной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин. - Однако по уже существующему закону они и так имеют право вставать в очередь на улучшение жилищных условий. С помощью специалистов «Ночлежки» сейчас в очереди на жильё стоят 10 бездомных. А один человек в своё время даже получил квартиру. Наши юристы изучили новый законопроект и никаких принципиальных отличий от старого пока не нашли. Возможно, властям лучше направить свои усилия на исполнение уже существующих законов, а не «изобретать велосипед».
А вот нашумевший законопроект Полтавченко, который запрещает розничную продажу алкоголя в Санкт-Петербурге с 21 часа до 9 часов, депутаты не поддержали. Парламентарии считают, что пьянство в России это не остановит, а наоборот, приведёт к развитию нелегального рынка алкоголя. Законопроект отправили на доработку.
Контроль со стороны общества вполне мог бы умерить пыл парламентариев в принятии неэффективных законов. В том числе и предложенных губернатором. Депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина уже предложила перенять опыт Госдумы и не только транслировать заседания в режиме онлайн, но и оперативно размещать полные тексты стенограмм пленарных заседаний в Интернете. Сейчас они предоставляются только по запросу депутата.
Р. S. Пока верстался номер, стало известно о новых инициативах депутатов: сокращении числа заседаний парламента и создании театров «шаговой доступности».
Кстати
Доктор политических наук, профессор факультета политологии СПбГУ Иван Радиков:
- Безусловно, «сырые» и непродуманные, а уж тем более абсурдные законы наносят удар по авторитету власти. Причины их появления - это зачастую желание как можно скорее заработать политические очки и/или привлечь внимание к конкретной персоне. Как в случае с законом о запрете пропаганды педофилии и гомосексуализма, который принёс мировую известность его инициатору депутату Милонову. Но будет ли это работать на деле - вопрос. Главная беда в том, что Россия - страна запретов. Это наша традиция и трагедия.
А власти всеми силами репрессивные меры поддерживают, несмотря на их неэффективность в демократическом государстве. На более строгие законы народ отвечает более изощрёнными методами их обхождения. Нужно строить нормальное гражданское общество, меняя сознание людей, а не запрещать.